Детский сад
детсад
Круглова Любовь Антоновна
Конспект занятий в детском саду
Роль детского сада в работе с неполной семьёй
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

Семья для маленького ребенка – это целый мир. Мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей, первый опыт жить в социальном мире.
Неполные семьи существуют испокон века. Целое тысячелетие причиной их появления служила смерть одного из родителей. Разводы также не изобретение современности, и существуют они с давних времен. И всё же массово они распространились уже в наши дни. И соответственно процент таких семей намного выше, чем процент неполных семей связанных со смертью одного из членов семей. Последние исследования психологов и педагогов сходны в одном: положение ребенка, растущего в неполной семье, по-своему исключительное, трудное, иногда угрожающее, а иногда и опасное. Опасность может быть, но не должна стать реальной. Совершенно очевидно, что целый ряд факторов, переплетаясь, осложняют жизнь неполной семьи:

  1. Причины возникновения неполной семьи. По-разному на ребенка влияют такие факторы как, кто отсутствует в семье, как долго, в каком возрасте был ребенок, когда не стало отсутствующего (смерть, незамужняя мать, развод, эмиграция и т.д.), был ли он кем-нибудь замещен, какова была личность утраченного родителя и какова личность присутствующего родителя и, главное – какова личность ребенка.
  2. Влияние социального контекста и социального фона, на котором проходит жизнь неполной семьи (то есть помогают ли бабушка с дедушкой, как неполная семья материально обеспечена, каковы культурные традиции среды, какими ценностями она живёт и т.д.)
  3. Неполная семья не может в полной мере обеспечить выполнение основных функций возложенных обществом на семью (обеспечение эмоционального тыла всем своим членам и подготовка ребенка для жизни в данном обществе);
  4. Эмоциональные переживания ребенка. Утрата одного из родителей из тесного круга общения с ребенком, эмоционально тяжело переживается им, что в дальнейшем может отразиться на дальнейшее формирование личности.
  5. Все трудности и проблемы (материальные, эмоциональные, психологические и т.д.) решает один родитель, который остался с ребенком.
  6. Возникают проблемы и трудности отторжения ребенка из неполной семьи окружающим социумом: детским коллективом в детском саду, в школе и т.д..

Последствия этих факторов бывают достаточно разнообразны: вполне возможно, что развитие ребенка всё-таки проходит нормально – и вырастает личность, прекрасно приспособленная к жизни в обществе, полностью позитивно оцениваемая; но может быть всё по-другому – нарушения в развитии могут быть столь сильны, что вырастает человек мало приспособленный, конфликтный и даже с ярко выраженной патологией.
Учебный год в нашем дошкольном учреждении для воспитателя любой возрастной группы начинается с традиционного знакомства с семьями детей. При этом выясняем следующие факторы:

  • Полная или неполная семья. Уточняем причины неполной семьи: развод, одинокая мать (или отец, с рождения ребенка), умер один из членов семьи, временно не живёт один из членов семьи.
  • Состав семей и структура родственных связей: полные одно-, двух-, трехдетные, кем является воспитанник (1-й, 2-й, 3-й и т.д. ребенок).
  • Супружеский опыт (в 1-м, 2-м браке, разводе и пр.).
  • Образование родителей (высшее, среднее специальное, неполное).
  • Полные семьи с нарушенным кровным родством (приход отчима, мачехи).
  • Поколенный состав семьи (бабушки, дедушки, проживающие вместе с ребенком) и др.
  • Семьи группы риска (злоупотребляющие алкоголем, наркоманы, судимые и т.д.).

Чтобы выяснить, какие условия для нравственного воспитания имеются в неполных семьях, в какой помощи они нуждаются, мы всесторонне изучаем семьи: проводим анкетирование, опросы, тестирование, наблюдения, беседы с взрослыми и детьми. Обращаем внимание на эмоциональную атмосферу в семье, на интенсивность и содержание общения ребенка с взрослыми. Проанализировав и обобщив полученные результаты, мы пришли к следующим выводам:

  1. Большинство неполных семей – неполные с рождения ребенка – 13%
  2. Неполные семьи в результате развода – 11% (16 семей) в результате смерти одного родителя – 0,8 % (1 семья)
  3. Имеются семьи официально не зарегистрированные – 4,2 %
  4. Неполные семьи из категории группы риска
  5. Большинство родителей из неполных семей не могут назвать права ребенка – 80 %,
  6. При конфликте применяют физическое наказание – 65 %,
  7. Используют в общении с ребенком нецензурные выражения – 24 %,
  8. Присутствует авторитарный стиль общения – 81 % семей,
  9. Запрещают общение со вторым родителем – 15% ;
  10. Второй родитель сам отказывается от участия в воспитании своего ребенка – 2 %
  11. В неполных семьях в основном воспитанием ребенка занимаются бабушка и дедушка – 0,8 %

Всю полученную информацию после анализа педагоги учитывают при планировании внутрисадовской работы с семьей, в общении с родителями, в оказании грамотной консультативной психолого-педагогической помощи.

Основные направления работы ДОУ с родителями из неполных семей таковы:

  1. Укрепление здоровья детей (совместно с медицинской и психологической службами).
  2. Создание единого образовательного пространства развития и воспитания ребенка;
  3. Защита прав ребёнка,
  4. Повышение родительской компетентности в вопросах правовой и педагогической культуры;
  5. Организация семейного досуга.

Чтобы помочь неполным семьям в воспитании детей, мы поставили такие задачи работы с этими семьями:

  1. Создание атмосферы доверия и доброжелательности в общении между ДОУ и родителями.
  2. Оказание комплексной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки неполной семьи.
  3. Проведение специальных мероприятий, компенсирующих неблагополучный опыт социализации и неблагоприятные условия жизни детей и их семей.
  4. Обеспечение диагностики, коррекции и консультирования по социально- педагогической проблематике для детей и семьей группы риска.
  5. Предупреждение социальной и педагогической запущенности детей из неполных семей.

Учитывая поставленные цели и задачи по данной теме, при построении работы с неполными семьями педагогический коллектив придерживается следующих основных принципов:

  • Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребенок);
  • Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка

В методическом кабинете ДОУ педагогическим коллективом собран богатый и разнообразный материал, способствующий реализации данных принципов на практике:

  • Нормативно-правовые документы по семейному воспитанию;
  • Материалы, помогающие воспитателям получить информацию о семьях воспитанников (анкеты, тесты, листы опросы, карты «Социальные паспорта семьи» и т.д.);
  • Материалы о значении семьи в развитии ребенка, о воспитании детей в различных типах семей;
  • Материалы для подготовки общения с родителями (различные конспекты организации различных форм общения с родителями, практические материалы по различным аспектам воспитания);
  • Материалы методической работы с педагогами по вопросам общения с семьей (различные формы методической работы с педагогами, примерная тематика общения с родителями, педагогические ситуации и т.д.);
  • Наглядные материалы (иллюстративный, консультативный материал для оформления родительских уголков, литература для организации выставок).

Педагогический коллектив находится в постоянном поиске наиболее эффективных форм и методов работы с неполными семьями:

  • Создание банка данных о семьях воспитанников
  • Неформальные беседы о детях (обсуждаем достигнутые успехи ребенка);
  • Систематическое изучение запросов родителей, требований к работе дошкольного учреждения;
  • Проведение дней открытых дверей ДОУ;
  • Проведение и участие в внутрисадовских, городских, областных и всероссийских конкурсах, фестивалях и т.д.
  • Посещение педагогом семей на дому;
  • Организация внутригрупповых досок Почёта;
  • Привлечение родителей к организации и проведению внутрисадовских мероприятий;
  • Вклад родителей в развитие и обучение своего ребенка (индивидуальные задания на дом);
  • Привлечение родителей к общественной деятельности (работа Клубов для родителей, приглашение лекторов по интересующим вопросам и т.д.)
  • Консультативная помощь специалистов ДОУ;
  • Плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития их ребенка;
  • Целевые наблюдения за характером детско-родительского общения и особенностями поведения детей;
  • Проведение анкетирование, опросов родителей;
  • Проведение родительских собраний: устные журналы, клубы, дискуссии, родительские гостиные и т.д.
  • Проекты различной направленности: «Наши друзья комнатные растения»,
  • Совместные тематические вернисажи (книги, детские работы):
  • Наглядно-педагогическая пропаганда:

Из опыта работы мы видим, что родитель (а, как правило, в большинстве семей это мать), воспитывающий ребёнка один, не всегда может справиться со своими педагогическими обязанностями. Для многих одиноких матерей характерны крайности: то ласкают ребёнка, то всё разрешают, то становятся чрезмерно строгими и что разрешили ранее, начинают запрещать. Такие колебания или зависят от настроения, или вызываются отрицательной оценкой кем-то из окружающих поведения ребенка. Все это неблагоприятно сказывается на взаимоотношениях матери с ребенком, на формировании его характера. Поэтому педагоги тактично обращают внимание таких матерей на последовательность в их поведении, в требованиях к ребенку, помогают им в анализе собственных педагогических воздействий, их эффективности Активно используем в этих случаях такие формы работы: индивидуальные беседы, анализ педагогических ситуаций, игровой метод.

Важной задачей в работе с неполной семьей является создание доверия и близости между педагогами и родителями. С уверенностью мы утверждаем, что такая близость достигается не сразу, неполная семья более «закрыта» для посторонних. Одинокая мать, как правило, болезненно относится к вмешательству из вне. Поэтому особенно при общении с такими семьями педагогов требуется большой такт, терпимость, доброжелательность. Не секрет, что в неполных семьях чаще встречается трудные дети, но замечания воспитателя, а отрицательная характеристика поступков ребенка воспринимается матерями болезненно. По этой причине индивидуальных беседах мы стараемся говорить не столько о проступке ребенка, сколько о возможных причинах, мотивах этого проступка, вовлекаем мать в анализ детского поведения. И всегда подчеркиваем всё то хорошее, что есть в ребенке.

В индивидуальных беседах с родителями обращаем внимание

  • Матери (или отца) на важность создания положительного отношения ребенка ко второму родителю;
  • Способствуем тому, чтобы общение ребенка с обоими родителями было систематическим;
  • Стараемся по возможности снизить или даже нейтрализовать влияния на детей родителей, ведущих себя аморально и безответственно (обращаемся за помощью в инспекцию по делам несовершеннолетних, в отдел опеки, в приют);
  • Проводим дифференцированную разъяснительную работу со старшими членами семьи, резко отрицательно реагирующими на общение ребенка с отцом,
  • Привлекаем по возможности родителей, отдельно живущих родителей к воспитанию ребёнка, к его жизни ребенка в детском саду.

Мы с уважением относится к одиноким родителям (в основном это матери). Тех, кто имеет хороший опыт воспитания, в нашем детском саду избираем в родительский комитет группы (детского сада), выражаем благодарности за активное участие в жизни ДОУ.

Но есть родители, к нашему большому сожалению, относящиеся к своим родительским обязанностям не серьезно, достаточно легкомысленно, равнодушно. К таким родителям приходится применять другие формы и методы работы совместно с инспекцией по делам несовершеннолетних, с отделом опеки администрации г.Апатиты. На опыте мы убедились, что нравственное развитие ребенка в неполных семьях зависит, прежде всего, от интенсивности и содержательности его общения с взрослыми (в том числе и с отцом), а также наличия положительного эмоционального микроклимата в семье.

Активное использование разнообразных форм и методов работы ДОУ с семьей позволяет добиваться понимания и интереса у большинства родителей к обсуждаемому материалу, возникновения у них ассоциаций с собственным опытом. Большинство родители из неполных семей стали нашими активными помощниками, союзниками. Дети из неполных семей стали намного общительнее, эмоциональнее, их отношения с другими детьми и взрослыми улучшились. Постоянное совершенствование профессионального уровня педагогами позволяет вести активную работу семьями дошкольников по различным направлениям.

Приложение



Конспекты занятий в детском саду:
"Создание предметно-развивающей среды в группах для нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников" . Детский сад 82
Нетрадиционные методы оздоровления детей дошкольного возраста на принципах биоуправления с обратными связями . Детский сад 82
Заучивание стихотворения Е.Серова "Подснежник" . Детский сад 82
Применение парционально-инновационной программы "Росток"по ТРИЗ - РТВ А.М. Страунинг как средство развития речи детей дошкольного возраста . Детский сад 82
Современный подход в работе социального педагога с детьми и общественностью . Детский сад 82
Спортивный праздник совместно с родителями "Папа, мама и я — спортивная семья" . Детский сад 82

Распечатать Роль детского сада в работе с неполной семьёй . Детский сад 82
Поделится ссылкой Роль детского сада в работе с неполной семьёй . Детский сад 82 с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад
*
Реклама: Все статьи
рекламный блок
 


В продолжении темы:
Обсуждение статьи Роль детского сада в работе с неполной семьёй . Детский сад 82
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

ДетСАД

ид "Первое сентября"

Популярное
Занятия в Детском саду

Copyright © ds82.ru