Детский сад
детсад
Москаленко Елена Юрьевна
Конспект занятий в детском саду
Роль сказки в жизни ребенка
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

Все дети любят сказки. Но понимают ли они их? Или им просто нравиться, что взрослые им читает, говорит? Сказка, это древнейшая форма устного народного творчества, была и осталась самым популярным видом искусства и по сей день доставляет человеку огромное эстетическое наслаждение. Роль сказки в формировании поэтического восприятия мира чрезвычайно велика.

Сказку любят все и дети и взрослые. Да и как не любить волшебную Сказку когда в ней все так не обычно. Герои её путешествуют по тридесятому государству, сражается со Змеем Горынычем, с Кощеем Бессмертным, летает на ковре самолете, скачет на Коньке Горбунке и даже на Сером волке.

А как приятно слушать или читать веселую сказку. Её герой чаще всего бедный мужик или храбрый солдат. Благодаря своему уму и находчивости они ставят смешное и глупое положение гордого барина, жадного попа, деревенского богатея, и даже смерть.

Народные сказки полны мудрости. В них выражены мечты, и надежды трудовых людей, а лучшей доли, о справедливой и счастливой жизни.

Народных сказок очень много. Читая сказки, невольно сравнивать давние мечты с делами народа. Все, о чем мечтает народ когда то сбылось в наши дни, не ковер плывет над землей, а стремительно мчатся воздушные лайнеры; не царь водяной командует морями и океанами- атомный ледокол расчищает кораблям дорогу; не ворон достает живую и мертвую воду - врачи спасают жизнь человеку.

Русские народные сказки, как и сказки других народов, - яркое свидетельство творческой деятельности трудового народа, всегда гуманного по своим идеалам, из вечно мечтающего о торжестве справедливости, о победе добра над злом, об улучшении жизни на земле.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослые легко устанавливают с ребенком, эмоциональный контакт. В.А.Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек, вызывают радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык, народного поэтического творчества, для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка. Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы в которых ребенок, улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях, успокаивает его, в других - бодрит.

На пример колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы ( "Ладушки", "Идет коза рогатая", "Поехали-поехали"), взывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым. Произведение устного народного творчества имеют много познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают детей. Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие познавательных процессов, более быстрое и легкое запоминание языкового материала.

Мама читает дочке стихотворение Агнии Барто:

"Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
-Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду"

Мама: - Про кого этот стишок?

Дочь: - Про бычка.

Мама: - Правильно, про бычка. Давай посмотрим, какой он. Видишь - вот он нарисован.(показать иллюстрацию, или нарисовать самостоятельно) Вот посмотри, пожалуйста, у него ушки, вот маленькие рожки. А когда он станет взрослым бычком, рожки станут большими рогами. Ну-ка давай походим так, как ходит бычок: "И-дет бы-чок, ка-ча-ет-ся:"

Когда читаем сказку про медведя, пусть ребенок показывает, как ходит медведь, когда про зайца, как прыгает зайка.

Можно использовать предметы - заместители (кружки, квадраты, треугольники, и др.) Например: крокодил будет изображаться зеленым кружком, солнце - желтым: и т.д., по величине: слон - большой кружок, мышка - маленький.

В сказке "Колобок"

Колобок - желтый кружок, волк - серый кружок, медведь - коричневый кружок, лис - оранжевый кружок. Когда ребенок уже овладел разыгрыванием сказок с помощью заместителей, можно приступить к "конспектированию". Взрослый читает сказку и последовательно зарисовывает ситуации сюжета. В итоге получается серия рисунков. Ребенку предлагается по этим рисункам пересказать сказку. Это задание направлено на то, что бы научить ребенка воспринимать и передавать общий смысл прочитанной ему сказки, выделять основные происходящие в ней события.

Можно использовать рисунки в придумывании сказки.

Например: Папа рисует сыну человечка

Кто это будет - мальчик или девочка?

Девочка - говорит ребенок.

Значит человечку надо нарисовать платье (это тоже делает папа)

А какие у нее будут волосики?

Черные (папа рисует черные волосики)

А как её зовут?

Оля

Где она живет?

В доме (рядом рисует дом)

Мама и собачка.

А что Оля делает?

Играет.

Не страшно, если рисунок получится не совсем хорошо - не все папы умеют рисовать. Не это главное. Главное - пробудить фантазию ребенка, дать ему толчок, а потом воплотить, в реальном результате. Результат - это рисунок, на котором девочка Оля играет со своей собачкой Шариком в прятки, а мама готовит котлеты. Все это придумал ребенок, а нарисовал папа: И еще одно задание пробуждающее детскую фантазию. Это игра под названием "Черепаха".

Ребенку предлагается придумать всякую чепуху. То чего ни когда - ни когда не бывает. Как у Корнея Ивановича Чайковского "Сел баран на пароход и поехал в огород".

"Программа воспитания и обучения в детском саду" нацеливает нас на широкую использование произведений народного творчество в ребенке по развитию речи, а так же на воспитание доброжелательности, заботливого отношения друг к другу.



Конспекты занятий в детском саду:
Конспект занятия по музыкальному воспитанию "В гости к кукле Даше" . Детский сад 82
Конспект занятия по логоритмике "Прогулка в осенний лес" . Детский сад 82
Конспект комплексного логопедического занятия (подготовительная группа для детей с ФФН) по теме: "Дифференциация Р – Л" . Детский сад 82
Край наш Бурятский. Встреча с интересными людьми . Детский сад 82
Коспект занятия по математике . Детский сад 82
Активные формы и методы работы с педагогическим коллективом . Детский сад 82

Распечатать Роль сказки в жизни ребенка . Детский сад 82
Поделится ссылкой Роль сказки в жизни ребенка . Детский сад 82 с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад
*
Реклама: Все статьи
рекламный блок
 


В продолжении темы:
Обсуждение статьи Роль сказки в жизни ребенка . Детский сад 82
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

ДетСАД

ид "Первое сентября"

Популярное
Занятия в Детском саду

Copyright © ds82.ru