Детский сад
детсад
Бегаева Галина Николаевна
Конспект занятий в детском саду
Сенсорное воспитание детей раннего возраста
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

Значение сенсорного развития в раннем детстве велико:

совершенствование деятельности органов чувств;
– накопление представлений об окружающем мире.

С одной стороны, сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие окружающего мира необходимо не только для успешного обучения детей в детском саду и школе, но и для многих видов деятельности.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания ребенка. Чем меньше ребенок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Ведь не зря профессор Н.М.Щелованов назвал ранний возраст “золотой порой” сенсорного воспитания. На 2–3 году жизни ребенок еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него еще только начинают накапливаться представление о величине, форме, цвете и других свойствах предметов, а накопление этих представлений проходит через игру, через игровые ситуации, в которые я вношу те цели, те задачи, те умения, которые необходимо усвоить детям. Благодаря заинтересованности детей в развитии сюжета сопереживания его героям, дети в активной познавательной деятельности осваивают приемы группировки и классификации, явления отношений и зависимостей между предметами по их размеру, форме, цвету, расположению в пространстве, определяют последовательность и результативность своих действий, познают начало логики. Это в результате помогает им перейти от простого восприятия предметов, чисел, явлений к осознанию их значения и необходимости использования в жизни.

Все игровые ситуации у меня разработаны по единой структуре:

– игровой сюжет;
– учебно-игровые задачи;
– развитие сюжета (Играем! Познаем! Думаем!).

В группе у нас живут мишутка и зайчик, и многие игровые сюжеты у нас связаны с ними – мы им помогаем что-то узнать новое, объясняем, то что уже знаем сами и т.д. Для создания игровой ситуации я использую имеющиеся в группе материалы и предметы быта. Варьирование, применение заменителей, моделей, знаков помогает создать оригинальную игровую обстановку. Так, фольклорный уголок, который есть в группе или терем-театр – могут превратиться в любую игровую ситуацию. Очень помогает мне в работе карусель с волшебным столиком (состоит из четырех секций разного цвета: красного, синего, зеленого, желтого). Мы на ней катаем игрушки, закрепляем цвета и т.д.

Важно, чтобы у каждого ребенка создалось ощущение своей значимости, необходимости, возможности участия в целевых игровых действиях. И поэтому во время игры я обращаюсь к каждому из детей, предлагаю взять предметы, коснуться их, передвинуть, а затем осуществить более сложные игровые действия. Например, составляя картинки из геометрических фигур, каждый малыш вовлекается в эту деятельность: кто-то отыскивает нужную геометрическую фигуру, кто-то определяет цвет, который нам нужен и т.д. Включаю в игровую ситуацию детей постепенно: сначала рассказываю историю, поочередно обращаясь к детям и к игрушке, а затем привлекаю детей к участию в игровой ситуации.

В процессе создания игровой обстановки, я учитываю привязанность детей к игрушкам, предметам, с которыми они постоянно играют, или их любимыми героями сказок. Например, в игровой ситуации “Четыре картинки” мы строим домик на зеленой полянке для мишки и зайчика.

Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые потешками. Чтение потешки сочетается с действиями, которые выполняют все малыши. Так, например, обыгрывая потешку “Сорока-белобока”, детям предлагается подобрать ложку по цвету (красная тарелочка – красная ложка и т.д.). А обыгрывая потешку “Курочка-рябушечка”, дети подбирают ведерко курочке по цвету и величине. Играя в “Ладушки”, малыши знакомятся с понятием один – много: Саше дала, Кате дала, ... всем дала, сколько бабушка напекла оладушек – много.

Чтобы добиться результатов в решении главной задачи в сенсорном воспитании – научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения – мне пришлось изучить не мало методической литературы. Наиболее интересными мне показались следующие пособия:

Е.А.Бондаренко

Конспекты занятий в детском саду:
Опыт управления дошкольным образовательным учреждением . Детский сад 82
Воспитатель – творческая профессия . Детский сад 82
Здоровьесберегающие технологии во второй младшей группе . Детский сад 82
Ловкие пальчики – развитая речь . Детский сад 82
Интегрированные занятия в дошкольном учреждении (Физическая подготовка + иностранный язык) . Детский сад 82
Игровое занятие "Поле чудес" в старшей группе для детей с ОНР с применением нетрадиционных методов по теме "Осень" . Детский сад 82

Распечатать Сенсорное воспитание детей раннего возраста . Детский сад 82
Поделится ссылкой Сенсорное воспитание детей раннего возраста . Детский сад 82 с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад
*
Реклама: Все статьи
рекламный блок
 


В продолжении темы:
Обсуждение статьи Сенсорное воспитание детей раннего возраста . Детский сад 82
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

ДетСАД

ид "Первое сентября"

Популярное
Занятия в Детском саду

Copyright © ds82.ru