Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Система игр по формирование грамматического строя речи в процессе работы над предложением,детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Люберцы
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Нуриахметова Людмила Петровна
    Конспект занятий в детском саду
    Система игр по формирование грамматического строя речи в процессе работы над предложением
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    Дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста, даже без специального обучения, проявляют большой интерес к языковой действительности, ''экспериментируют'' со словами, создают новые, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это является необходимым условием их лингвистического развития, постепенного осознания языковых явлений. И только такое развитие ведет к подлинному овладению богатством языка.

    При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка. Главная задача такого обучения - формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Оно формирует у ребенка интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию. Обосновывая теорию усвоения языка в дошкольном детстве, Ф.А.Сохин подчеркивал связь этого осознания с развитием детской функций речи, формированием речевых умений и навыков и развитием языковой способности в целом.

    Основные задачи развития речи - воспитание культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания - решаются на каждом возрастном этапе.

    Взрослый может помочь ребенку овладеть умением полноценно общаться, пользоваться в целях общения разными формами и типами высказываний. Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе. Взрослый расширяет словарь детей, учит понимать и употреблять слова, которые обозначают используемые в какой-либо деятельности предметы, действия, движения.

    При решении этих задач значительное место должно занять специальное обучение - речевые упражнения, словесные игры, основное назначение которых в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, его точному употреблению. Они формируют у детей практические навыки: умение быстро выбрать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, составить предложение.

    Таким образом, у детей необходимо сформировать элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого они должны усвоить разные способы сочетания слов в предложении, понимать некоторые смысловые и грамматические связи между словами и уметь интонационно оформить предложение, соблюдая интонацию его конца. Мы должны научить ребенка пользоваться языковыми средствами (словами, словосочетаниями, предложениями) при передаче своих мыслей, чтобы в процессе формирования грамматического строя речи обеспечить сознательный выбор необходимых средств при построении связного монологического высказывания.

    Соотношение языковых единиц (слова, словосочетания, предложения) играет важную роль в формировании грамматического строя речи и выражении мысли. Я предлагаю систему работы над предложением в рамках лексической темы ''дикие животные''.

    1 этап. Работа со словом.

    Воспитатель произносит слова: '' Заяц, лиса, волк...''

    - Вы догадались, о чем будем говорить? Каких диких животных вы еще знаете? (вводится схема слова <рисунок 1>)

    - Кто назовет животное, получит домик. Какое слово живет в твоем домике? (медведь, жираф).

    Далее идет обучение правильно задавать вопросы "кто?", "что?" и отвечать на них. Понятие "одушевленный - неодушевленный предмет" не дается.

    - Кто? - Заяц

    - Кто? - Кенгуру.

    - Что?- Дерево.

    - Что? - Куст. <рисунок 2а, 2б>.

    После этого дается понятие "слово'': " Слово может обозначать предмет, действие предмета или признак". Вводится схема слова <рисунок 3а,3б,3в>

    Позднее вводятся следующие символы :

    - слово - предмет <рисунок 4а>;

    - слово - действие <рисунок 4б>;

    - слово - признак <рисунок 4в>.

    2 этап. Работа с простым предложением.

    Детям дается понятие "предложение": " Если слова дружат, то они помогают нам что-то узнать. Это и будет предложение".

    Педагог показывает картинку, на которой изображен бегущий заяц.

    - Кто изображен на картинке? - Заяц.

    - Заяц что делает? - Бегает.

    - Придумайте предложение по этой картинке. - (Заяц бегает).

    - Кто бегает? - (Заяц).

    Выставляется схема слова - домик.

    - Заяц что делает?- (Бегает).

    Выставляется еще один домик.

    - Сколько слов в предложении? Назовите первое слово. (Заяц). Назовите второе слово. (Бегает). Что мы узнали из нашего предложения? (Заяц бегает).

    Для активизации предметного словаря детям предлагаются следующие схемы словоизменения. <Рисунок 5>

    Цель: научить образовать слова с помощью суффиксов с опорой на величину предмета. Пример: заяц, зайчик, зайчонок, зайчище.

    -Если заяц маленький, как мы его назовем? (Зайчик). Если это детеныш зайца? (Зайчонок). И т.д.

    С помощью другой схемы <рисунок 6> идет обучение подбирать однокоренные слова. Пример: заяц, зайчик, зайчишка, заюшка, зайчонок и т.д.

    После этого педагог предлагает подумать, как по - другому будет звучать предложение, если использовать новые слова (Зайчишка бегает. Зайчище бегает. Зайчонок бегает).

    Затем задается вопрос: "Что может еще делать заяц?". (скакать, прыгать, пробираться, убегать, прятаться, скрываться, грызть и т.д.).

    - Если заяц может скакать, что он делает? - Скачет. И т.п.

    - Придумайте другие предложения с новыми словами. - (Зайчик прыгает. Заюшка мчится.)

    Проводится синтаксический разбор предложения.

    - Назовите первое слово в предложении. Назовите второе слово.

    3 Этап. Способы распространения простых предложений.

    Появляется красный сигнал <рисунок 7>.

    - Дети, мы должны изменить предложение. Кто бегает? - (Заяц). Что можно сказать о зайце, он какой?- (Маленький, большой, серенький, беленький, пушистый, трусливый и т.д.).

    Для активизации словаря признаков вводится карточка, с опорой на которую дети учатся правильно согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже, подбирать однородные прилагательные к существительному. - <Рисунок 8>

    . Пример: заяц маленький; заяц трусливый; заяц беленький, пушистый. И т.д.

    С помощью другой схемы <рисунок 9> идет работа по обучению детей образовывать сложное слово. Пример:

    - Если у зайца длинные уши, он какой? - (Длинноухий).

    - Если у зайца короткий хвост? - (Короткохвостый).

    - Заяц какой? - (Серенький).

    - Как будет звучать предложение? - (Серенький заяц бегает.).

    Выкладывается схема предложения и делается его синтаксический разбор.

    - Какое предложение звучит красивее?

    Предложение можно распространить дополнением. Для этого вводится другая схема <рисунок 10>.

    Можно задать следующие вопросы:

    - Заяц бежит от кого? (от лисы, от волка и т.д.).

    - Заяц бежит к чему? (К кусту, к речке и т.д.).

    - Заяц бежит за кем? (за мышкой, за муравьем и т.д.).

    - Заяц бежит по чему? (по лугу, по лесу и т.д.).

    Остановимся на вопросе "по чему".

    - Серенький заяц бегает по чему? - (По поляне).

    - "По поляне"- это одно слово или два? - (Два).

    - Что мы должны поставить перед словом "поляна"? Правильно, маленький домик, домик- предлог. Предлог предлагает со словом "дружить". Как будет звучать предложение? - (Серенький заяц бегает по полянке.).

    Детям предлагается выложить схему предложения <рисунок 11> и сделать синтаксический разбор.

    - Появился красный сигнал, и опять мы должны изменить предложение. Если серенький заяц бегает по поляне, как он может бегать?

    Проводится активизация словаря наречий с опорой на схему <рисунок 13>. (Быстро, медленно, хорошо, плохо, стремительно, смело, испуганно и т.д.).

    Детям предлагается выбрать наиболее удачное слово по смыслу.

    - Заяц бегает как? - (Быстро). Как будет звучать предложение? - (Серенький заяц быстро бегает по полянке.).

    Схема предложения выкладывается, проводится синтаксический разбор.

    Далее детям задается вопрос:

    - Какое предложение было в начале? - (Заяц бегает).

    Вводится схема предложения <рисунок 14>.

    - Кто повторит новое предложение? - (Серенький заяц быстро бегает по полянке.).

    Выкладывается схема <рисунок 15>.

    - Сколько слов в первом предложении? Сколько слов во втором предложении? Что можем сказать о них (воспитатель проводит указкой по схеме предложения)? Первое предложение длинное или короткое? Что можем сказать о втором предложении? Какое предложение вам больше нравится? Почему?

    4 этап. Творческий.

    Детям предлагаются следующие задания:

    "Придумай предложения по схеме" - <Рисунок 16, 17>.

    "Слова рассыпались, составь предложение" - Пример: Деревьям, скачет, по, белка. (Белка скачет по деревьям.). Усложнение. Пример: Деревья, скакать, по, белка. (Белка скачет по деревьям.).

    Список литературы.

    1. Базик И. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. - 1984 - № 11
    2. Ванюхина Г. Речецветик. - Екатеринбург: 1993
    3. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию// Дошкольное воспитание. - 1982 - № 3
    4. О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - Москва: "Владос", 2003.


    Конспекты занятий в детском саду:
    Использование Лого-среды в коррекционной работе воспитателей речевых групп . Детский сад 82
    Занятие по арт-терапии "Снеговик" . Детский сад 82
    Программа по развитию звуковой стороны речи "Звукарик" (для детей 4–5 лет) . Детский сад 82
    Занятие по ознакомлению с окружающим. Тема: "Не попади в беду на дороге" . Детский сад 82
    География для малышей . Детский сад 82
    Внеклассное мероприятие "Колокола России", "Осенняя ярмарка" . Детский сад 82


    Распечатать Система игр по формирование грамматического строя речи в процессе работы над предложением . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Система игр по формирование грамматического строя речи в процессе работы над предложением . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Система игр по формирование грамматического строя речи в процессе работы над предложением . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru