Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Система работы по обучению детей моделированию на познавательных занятиях,детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Люберцы
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Сивенцева Наталья Валентиновна
    Конспект занятий в детском саду
    Система работы по обучению детей моделированию на познавательных занятиях
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей. Понятно, что знания должны стать не целью, а средством развития ребенка.

    Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. Как показали психологические исследования Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, одной из основных способностей, складывающихся в дошкольном детстве, является способность к опосредованному решению познавательных задач (1). Один из видов способности к опосредованию – это способность к наглядному моделированию.

    В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей.

    Л.А.Венгер выделяет следующие типы моделирования (1):

    1. Действия замещения.

    В младшем возрасте замещение осуществляется по внешним признакам заместителя (лиса - оранжевая), либо по размеру (три медведя – большой, поменьше, самый маленький круг или столбик). В 5-6 лет заместители становятся более условными.

    2. Использование самих моделей, которые дает взрослый в готовом виде.

    С их помощью ребенок решает познавательные задачи.

    3. Построение модели.

    Сначала - на основе анализа уже готовых моделей, а в дальнейшем становится возможным построение моделей по собственному замыслу.

    Одной из разновидностей моделей является мнемотаблица предложенная Т.В. Большевой (2). Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

    Таким образом, у ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, возникает возможность применения наглядной модели в уме, выделения в рассказах самого существенного, предвидения результата собственных действий, преобразования имеющейся системы в новую.

    Приступая к внедрению метода моделирования в практику своей работы, мы выработали следующие ориентиры ее результативности.

    Цель работы:

    Повысить уровень умственного развития детей.

    Задачи.

    I. Познавательная:

    1. Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем.

    П. Развивающие:

    1. Увеличить объем памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации.
    2. Развить аналитическую (выделение существенных признаков и атрибутов предметов и явлений, отгадывание загадок) и символическую (кодирование и декодирование информации с помощью базисных знаков) функции мышления, понятийное мышление, внимание, воображение.
    3. 3. Совершенствовать монологическую речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.

    III. Воспитательные:

    1. Развивать самостоятельность в сборе информации и подготовке мини-докладов.
    2. Вызывать удовлетворение от результатов умственной работы.
    3. Учить детей сотрудничать друг с другом, слушать и слышать ответы товарищей, дополнять их, помогать в случае необходимости.

    Предполагаемый результат.

    1. Ребенок владеет высоким уровнем запоминания, познавательной и речевой активности на познавательных занятиях.
    2. Умеет анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предмета.
    3. Самостоятельно кодирует и декодирует информацию о предмете, окружающей действительности с помощью мнемотаблиц. Составляет небольшие рассказы-загадки по пройденной теме (планеты, животные, растения, человек, и т.д.).
    4. Умеет рассказывать по теме, обосновывать правильность или ошибочность своих высказываний.
    5. Совместно с родителями выполняет домашнее задание по предложенной теме, самостоятельно отбирает в энциклопедии нужную информацию для мини - докладов.

    Теоретические и практические наработки вышеуказанных авторов позволили нам выработать следующую последовательность обучения дошкольников приемам моделирования.

    1 этап. Цель: научить ребенка читать модель (мнемотаблицу).

    1. Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа, беседы.

    2. Рассматривание готовой мнемотаблицы, составленной по содержанию информации. Расшифровка символов, декодирование информации.

    3. Пересказ информации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи воспитателя.

    4. Графические зарисовки мнемотаблицы по желанию детей

    2 этап. Цель: познакомить с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях.

    1. Сообщение темы.

    2. Рассматривание общей схемы кодирования.

    Материалом для общей схемы является любое обобщающее понятие (игрушки, животные, растения, времена года, строение человека, профессии, птицы, и т.п.)

    3. Составление модели информации о конкретном представителе группы с опорой на общую схему (машинка, медведь, ромашка и т.п.)

    Моделирование осуществляется под руководством воспитателя с использованием подводящих вопросов: Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели?

    4. Отгадывание загадок - мнемотаблиц, составленных воспитателем с опорой на общие схемы (О ком или о чем идет речь?)

    3 этап. Цель: научить самостоятельному кодированию полученной информации.

    1. Совместное кодирование информации. Обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта.

    2. Самостоятельное придумывание детьми мнемотаблиц по пройденному материалу.

    4 этап. Цель: отработать навыки кодирования в разных видах деятельности.

    Моделирование включается в основную часть познавательных занятий как средство активизации всех детей и в заключительную как средство воспроизведения полученных знаний. В совместной деятельности дети загадывают друг другу загадки по пройденной теме, читают мини-доклады, выполненные совместно с родителями, с опорой на модель.

    Мнемотаблицы составляются цветные. В кодировании могут использоваться цветобуквенные знаки, например: осень - изображается буквой “О” оранжевого цвета, зима изображается буквой “3” голубого цвета, и.т.п. Многообразие вариантов кодирования можно найти в книгах “Учимся по сказке” Т.В. .Болышевой (2), “Логика” М.В.Кралиной (3) , “Логика и математика” Р.Л.Непомнящей (4), “Упражнения по мнемотехнике” Н.Гурьевой (5).

    Предлагаем рассмотреть эту систему на примере работы в блоке “Животные”.

    Занятие 1, 2.

    1 часть:

    Познавательный рассказ о корове (на втором занятии – о еже).

    2 часть:

    Знакомство детей с готовой мнемотаблицей “корова” (на втором занятии – “еж”), их рассматривание: “Это животное –Ж. Живет в лесу или дома? Чем питается? Особенности строения тела? (форма) Чем выкармливает
    детенышей? (соска) Какую пользу приносит человеку? (ведро с молоком) С какой буквы начинается слово?” (рис. № 1, 2)

    3 часть:

    Пересказ с опорой на мнемотаблицу с помощью воспитателя, затем самостоятельно. В конце пересказа задается вопрос: “Почему ты думаешь, что это корова? Докажи”. Ребенок учится обосновывать ответ, строить высказывания, доказывать.

    4 часть:

    Графические зарисовки мнемотаблицы по желанию.

    Занятие 3.

    1 часть:

    Рассматривание общей схемы “Животные”, разгадывание символов, запоминание последовательности кодирования. (рис.3)

    2 часть:

    Составление мнемотаблицы о любом знакомом животном по теме “Животные родного края” (например, о медведе - рис. 4) с использованием символов общей модели. Отвечая на вопросы, совместно заполняется мнемотаблицу: “Медведь - это животное? Как можно закодировать? Обозначим буквой “Ж” или знаком – символом животного в первой клеточке. Дикое или домашнее? Какой знак выбрать? Где живет? Каким знаком отметим? (елочкой). Чем питается ( хищное или травоядное)? Какой можно придумать знак?” и т.п. Рассматривание предложенных детьми символов кодирования, похвала детей, придумавших свои интересные знаки.

    Для закрепления знаний используются модели-загадки “Какое животное спряталось” на базе всего пройденного материала о домашних и диких животных. (рис. 5 - верблюд, 6 - слон).

    На следующих занятиях для самостоятельного кодирования предлагается информация о животных жарких стран. Дети составляют мнемотаблицы по теме: “Загадай, какое животное спряталось?”, придумывают свои условные обозначения, при необходимости используют общую схему кодирования “Животные”. ( рис. 7, 8) Далее идет “расшифровка” загадок. Дети работают в парах, либо в группах.

    Далее идет накопление информации о животных Севера и животных родного края (чтение энциклопедической литературы, составление мини-докладов). Проводится составление моделей о различных представителях этих видов животных, растений ,птиц. (рис. 9-14) Дети самостоятельно кодируют информацию о задуманном животном, затем рассказывают о своей “загадке” в конце занятия.(рис.15-16)

    Аналогично проводятся занятия по темам: “Времена года”, “Птицы” (зимующие и перелетные), “Планеты”, “Профессии”, “Растения”, “Человек”.

    Данная система эффективна и доступна детям старшего дошкольного возраста, так как:

    • позволяет усвоить знания в интересной, игровой форме.

    Обучение на занятиях и в совместной деятельности ведется с использованием моделей, описательных схем, составления мнемодорожек и мнемотаблиц, что облегчает запоминание,
    доступно детям, развивает творческий интерес к познанию нового, неизвестного;

    • несмотря на большой объем предложенного в программе “Радуга” познавательного материала помогла упорядочить и систематизировать знания детей, сократила время обучения;
    • в течение каждого месяца дети учатся, закрепляют знания, упражняются в моделировании по нескольким темам, что исключает однообразие и отражается на успешности усвоения программного материала познавательных занятий;
    • использование метода моделирования помогает задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную), совершенствует мышление и речь (кодирование информации, умение делать выводы, умозаключения), делает высказывания детей более логичными, последовательными, обоснованными.

    Приложение (рисунки)

    Рассказ ребенка о животном ("Загадка").

    I.

    1. Это животное.
    2. Живет в пустыне.
    3. Бывает дикое , домашнее.
    4. У него два горба, но бывает и один.
    5. Питается "колючкой", так как у него очень толстый язык , и он может ее есть.
    6. Рождает одного детеныша, выкармливает молочком.
    7. Человеку приносит пользу: молоко, шерсть, из которой делают теплые вещи.
    8. Животное выносливое, может долго обходится без воды, но в раз может выпить 120 литров .

    9. Это животное, начинается на букву "В". Я думаю, что это верблюд.

    II.

    1. Это животное.
    2. Живет на Севере, там холодно и много снега.
    3. Питается рыбой, леммингами, яйцами птиц, летом - растениями, ягодами.
    4. Тело покрыто пушистым белым мехом (зимой).
    5. Если еды хватает, то может принести потомство до пятнадцати детёнышей.
    6. На голове маленькие полукруглые ушки.
    7. Это- хищник, в основном питается мелкими животными.
    8. У него черный нос, есть усы, очень чуткое животное.
    9. Слово начинается с буквы "П". Я думаю, что это песец.

    Список рекомендуемой литературы :

    1. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание – 1982 - № 3
    2. Т.В. Большева. Учимся по сказке. Санкт-Петерб.: “Детство-пресс”, 2001
    3. М.В. Кралина. Логика. Екатеринбург: “У- Фактория”, 1988.
    4. Е.А. Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петерб.: “Детство-пресс”, 2004
    5. Н. Гурьева. Упражнения по мнемотехнике. Санкт-Петерб.: “Светлячок”, 2000.


    Конспекты занятий в детском саду:
    Материал семинара для воспитателей "Детские конфликты" . Детский сад 82
    Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через занятия вышиванием декоративными швами . Детский сад 82
    Портфолио дошкольника как интерактивная форма работы с родителями . Детский сад 82
    Комплексный подход к коррекционной практике в ДОУ . Детский сад 82
    Конспект открытого занятия. Тема: "Знакомство с русским, молдавским и украинским традиционными народными костюмомами" . Детский сад 82
    Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка . Детский сад 82


    Распечатать Система работы по обучению детей моделированию на познавательных занятиях . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Система работы по обучению детей моделированию на познавательных занятиях . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Система работы по обучению детей моделированию на познавательных занятиях . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru