Детский сад
детсад
Баранова Елена Евгеньевна
Конспект занятий в детском саду
Система работы по развитию ориентировки в пространстве в рамках темы "Работа с планом с элементами краеведения"
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

Актуальность:

1. Учёными доказано, что существует взаимосвязь между развитием пространственных представлений и общим психическим развитием ребёнка:

- игры с планами направлены на развитие восприятия предметов, формируют умение анализировать предмет по разным признакам;

- в них развивается внимание, т.к. предлагаемые игры формируют у ребёнка умение сосредотачиваться; вырабатываются устойчивость, переключение и распределение внимания;

- занятия с применением карт и схем хорошо развивают память, которая постепенно становится произвольной; ребёнок старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель - запомнить что-либо;

- при использовании этих игр происходит развитие мышления по трём основным формам:

- наглядно-действенное;

- наглядно-образное;

- логическое;

- также развиваются творческие способности, воображение и гибкое нестандартное мышление.

2. Элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе.

3. В базовой программе "Радуга" даются рекомендации по работе в данном разделе, но методическое обеспечение отсутствует. Это вызвало необходимость его создания.

Суть инициативы: Разработка системы работы по развитию ориентировки в пространстве в рамках темы: "Работа с планом с элементами краеведения".

Основные идеи проекта:

  • Работа с планом должна строиться в контексте жизненных интересов детей и иметь для дошкольников личностный смысл, т.е. должна быть познавательной, занимательной (игровой), ориентированной на формирование краеведческих представлений о родном городе.
  • Работа с планом должна органично включаться в базовую программу детского сада, в занятия математикой и познавательной деятельностью.

Принципы:

  • Принцип развивающего обучения, т.е. ориентация на зону ближайшего развития ребёнка.
  • Принцип активности.
  • Принцип сотрудничества.
  • Принцип учёта возрастных и психологических особенностей.
  • Краеведческий принцип.

Общая цель: Достичь высокого уровня развития ориентировки в пространстве при помощи плана у 50 и более процентов выпускников при отсутствии детей с низким уровнем.

Исходные теоретические положения:

1. Положение Л.А. Венгера о взаимосвязи между развитием умственных способностей и овладение ребёнком действиями замещения и наглядного моделирования.

I. Исследования Л.А. Венгер показали, что "ядром" умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Одной из основных способностей, складывающихся в дошкольном детстве, является способность к опосредованному решению познавательных задач. Способность к опосредствованию формируется в разных видах деятельности. Один из видов способности к опосредствованию - это способность к наглядному пространственному моделированию.

2. Особенности развития психических процессов.

I. Развитие мышления происходит по трём основным формам: от наглядно-образного к наглядно-схематическому:

1) Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами.

2) Наглядно-образное мышление - это такая организация образов, которая позволяет выделить самое существенное в предметах. Ребёнок научается пользоваться различными планами, схемами. Это - основная форма мышления дошкольника.

3) Логическое мышление - начинает складываться к концу дошкольного возраста. У детей формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

II. Развитие воображения можно представить как движение от предметной ситуации к возникновению у ребёнка особой позиции.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте (по Д.Б. Эльконину):

  • На первом этапе развития воображения необходимо создать такую предметную среду, которая позволяла бы что-то домысливать и воображать.
  • На втором этапе разворачивается процесс воображения и детского творчества на собственном опыте ребёнка.
  • Спецификой третьего этапа является наличие определённой внутренней роли и позиции.

Система работы включает в себя 4 основные задачи:

  • Познавательная: Познакомить с условными обозначениями предметов на плане. Расширять кругозор детей, формировать представление планового изображения города, республики, страны, карты мира.
  • Обучающая: Учить анализу планового изображения знакомого помещения, взаимного расположения нескольких помещений, зданий; самостоятельному составлению планов кукольной комнаты, своей комнаты, участка для прогулок.
  • Развивающая: Развивать действия замещения и наглядного моделирования.
  • Воспитательная: Способствовать осознанию детьми своего места в огромном мире, выработке ощущения своей причастности ко всему происходящему (т.е. чтобы они осознавали себя не только детьми своих родителей, но и детьми своей страны, республики, родного города).

Ожидаемый результат:

  • Дети называют условные обозначения предметов на плане. (80-90 %)
  • Дети умеют пользоваться элементарным планом для анализа взаимного расположения предметов в ограниченном пространстве. (85 %)
  • Дети могут ориентироваться по плану в групповой комнате. (95 %)
  • Дети могут ориентироваться по плану на участке детского сада. (95 %)
  • Дети определяют по плану взаимное расположение нескольких помещений внутри детского сада. (75-85 %)
  • Дети самостоятельно составляют план взаимного расположения предметов в ограниченном пространстве кукольной комнаты, участка для прогулок, своей комнаты. (70-80 %)
  • Дети называют ориентиры на близлежащих улицах к детскому саду. (70-80 %)
  • Самостоятельно составляют план дороги от дома до детского сада (до друга, до бабушки и т.д.). (70-80 %)
  • Дети узнают основные объекты города и могут найти их на плане. (70-80 %)
  • Дети определяют плановое изображение республики, страны, солнечной системы. (90-100 %)

Ресурсное обеспечение.

Информационное

  • Проект Гос. стандарта образования 2001г.
  • Д.о. №6 (12) 2006г. "Люби и знай свой край" Л.Земскова - Названова.

Технологическое

  • "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста" Л.А. Венгер.
  • "Чего на свете не бывает?" О.М. Дьяченко.

Организационное

  • Мастер-класс для воспитателей "Развитие умения ориентироваться по плану"
  • Консультация для родителей "Развитие пространственного мышления"
  • Организация взаимодействия с краеведческим музеем.
  • Организация пеших и автобусных экскурсий по городу и району .

Материально-техническое

  • Планы и схемы: групповой комнаты, раздевалки и спальни, детского сада, участка для прогулок, территории д/с, план города, карта-схема республики, карта-схема страны, карта-схема Земли, карта-схема Солнечной системы.
  • Модель Солнечной системы.
  • Папка-ширма "Наши дети и наш город".
  • Дидактические игры по ознакомлению с пространственными отношениями.

Этапы проекта:

I этап - Аналитический.

  • Срок реализации - 1 месяц.
  • Цель: Анализ и сравнение программ и выработка ориентиров своей деятельности.

II этап - Диагностический.

  • Срок реализации - 1 месяц.
  • Цель: Изучение уровня знаний и умений детей.

III этап - Подготовительный.

  • Срок реализации - 1 месяц.
  • Цель: Разработка перспективного плана. Обогащение развивающей среды. Установление сроков их реализации.

IV этап - Практический.

  • Срок реализации - 4 года.
  • Цель: Реализация системы работы.

V этап - Заключительный.

  • Срок реализации - 1 месяц.
  • Цель: Подведение итогов работы.

Условия реализации проекта:

  1. Наличие планов, карт и схем по развитию пространственных отношений.
  2. Учёт возрастных особенностей детей.
  3. Систематическая, целенаправленная деятельность с детьми.
  4. Использование в деятельности детей сопутствующих дидактических игр, пособий по развитию пространственного мышления.
  5. Организация практической деятельности детей.
  6. Работа с родителями.

Перспектива развития проекта.

Возможность включения системы в рабочую программу и в образовательную программу ДОУ.

Технология диагностики результата.

Форма проведения диагностики: наблюдение за деятельностью детей с использованием дидактических, словесно-дидактических игр.

Задание считается выполненным, если:

- ребёнок справляется самостоятельно, без дополнительных пояснений взрослого;

- ребёнок выполняет задание после повторного объяснения инструкции;

- ребёнок самостоятельно исправляет допущенную ошибку после указания на неё взрослого.

Другие способы воздействия взрослого не допускаются.

В этих трёх случаях в соответствующей графе ставится "+".

Высчитываются проценты выполненных заданий:

  • От 70% до 90% - норма;
  • От 90% до 100% - выше нормы.

Критерии диагностики по возрастам:

Младшая группа.

  1. Находит фигуры-заменители кукольной мебели.
  2. Узнаёт условные обозначения предметов на плане.
  3. Ориентируется по плану игрового уголка.

Средняя группа.

  1. Определяет расположение кукольной мебели по плану.
  2. Ориентируется в плане групповой комнаты.
  3. Ориентируется в плане раздевалки.
  4. Ориентируется в плане спальни.
  5. Составляет план участка для прогулок.

Старшая группа.

  1. Ориентируется в расположении помещений д/с по плану.
  2. Самостоятельно составляет план кукольной комнаты.
  3. Ориентируется в плане микрорайона д/с.
  4. Находит на плане города свой дом и известные места.
  5. Самостоятельно составляет план своей комнаты.
  6. Самостоятельно определяет план дороги от до д/с (от дома до друга, до бабушки и т.д.).

Подготовительная к школе группа.

  1. Находит на карте-схеме Удмуртии города.
  2. Определяет стороны света.
  3. Находит по карте-схеме России крупные города.
  4. Называет и находит на карте-схеме соседей Удмуртии.
  5. Находит на карте-схеме Мира материки, полюса, океаны, горы.
  6. Самостоятельно рисует схему Солнечной системы с последовательным расположением планет.

Приложение.

Литература.

  1. Л.А. Венгер. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию.// Дошкольное воспитание - 1982- №3.
  2. Л. Земскова-Названова. Люби и знай родной свой край.// Дошкольное образование - №6(12) - 2006 г. Библиотечка "Первого сентября".
  3. Л.А. Венгер, О.М.Дьяченко. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.- Москва: "Просвещение", 1989.
  4. Чего на свете не бывает?/ Под ред. О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаевой - Москва: "Просвещение", 1991
  5. Е.Е. Кравцова. Разбуди в ребёнке волшебника.- Москва: "Просвещение": Учебная литература, 1996.

Описание работы на IV этапе - практическом

Первый год обучения.

Младший дошкольный возраст.

Основное направление - Знакомство с условными обозначениями предметов на плане.

Конспекты занятий в детском саду:
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в современных социальных условиях . Детский сад 82
Интеллектуальная игра для дошкольников по экологии . Детский сад 82
Играя, развиваемся и созидаем, освобождаемся и радуемся . Детский сад 82
Преемственность в работе учителя начальной школы и воспитателя группы продленного дня . Детский сад 82
Музейная педагогика в ДОУ . Детский сад 82
Конспект занятия в средней группе по развитию речи по теме "Жизнь дана на добрые дела" . Детский сад 82


Распечатать Система работы по развитию ориентировки в пространстве в рамках темы "Работа с планом с элементами краеведения" . Детский сад 82
Поделится ссылкой Система работы по развитию ориентировки в пространстве в рамках темы "Работа с планом с элементами краеведения" . Детский сад 82 с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад
*
Реклама: Все статьи
рекламный блок
 


В продолжении темы:
Обсуждение статьи Система работы по развитию ориентировки в пространстве в рамках темы "Работа с планом с элементами краеведения" . Детский сад 82
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

ДетСАД

ид "Первое сентября"

Популярное
Занятия в Детском саду

Copyright © ds82.ru