Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Система работы по развитию ориентировки в пространстве в рамках темы "Работа с планом с элементами краеведения",детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Люберцы
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Баранова Елена Евгеньевна
    Конспект занятий в детском саду
    Система работы по развитию ориентировки в пространстве в рамках темы "Работа с планом с элементами краеведения"
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    Актуальность:

    1. Учёными доказано, что существует взаимосвязь между развитием пространственных представлений и общим психическим развитием ребёнка:

    - игры с планами направлены на развитие восприятия предметов, формируют умение анализировать предмет по разным признакам;

    - в них развивается внимание, т.к. предлагаемые игры формируют у ребёнка умение сосредотачиваться; вырабатываются устойчивость, переключение и распределение внимания;

    - занятия с применением карт и схем хорошо развивают память, которая постепенно становится произвольной; ребёнок старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель - запомнить что-либо;

    - при использовании этих игр происходит развитие мышления по трём основным формам:

    - наглядно-действенное;

    - наглядно-образное;

    - логическое;

    - также развиваются творческие способности, воображение и гибкое нестандартное мышление.

    2. Элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе.

    3. В базовой программе "Радуга" даются рекомендации по работе в данном разделе, но методическое обеспечение отсутствует. Это вызвало необходимость его создания.

    Суть инициативы: Разработка системы работы по развитию ориентировки в пространстве в рамках темы: "Работа с планом с элементами краеведения".

    Основные идеи проекта:

    • Работа с планом должна строиться в контексте жизненных интересов детей и иметь для дошкольников личностный смысл, т.е. должна быть познавательной, занимательной (игровой), ориентированной на формирование краеведческих представлений о родном городе.
    • Работа с планом должна органично включаться в базовую программу детского сада, в занятия математикой и познавательной деятельностью.

    Принципы:

    • Принцип развивающего обучения, т.е. ориентация на зону ближайшего развития ребёнка.
    • Принцип активности.
    • Принцип сотрудничества.
    • Принцип учёта возрастных и психологических особенностей.
    • Краеведческий принцип.

    Общая цель: Достичь высокого уровня развития ориентировки в пространстве при помощи плана у 50 и более процентов выпускников при отсутствии детей с низким уровнем.

    Исходные теоретические положения:

    1. Положение Л.А. Венгера о взаимосвязи между развитием умственных способностей и овладение ребёнком действиями замещения и наглядного моделирования.

    I. Исследования Л.А. Венгер показали, что "ядром" умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Одной из основных способностей, складывающихся в дошкольном детстве, является способность к опосредованному решению познавательных задач. Способность к опосредствованию формируется в разных видах деятельности. Один из видов способности к опосредствованию - это способность к наглядному пространственному моделированию.

    2. Особенности развития психических процессов.

    I. Развитие мышления происходит по трём основным формам: от наглядно-образного к наглядно-схематическому:

    1) Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами.

    2) Наглядно-образное мышление - это такая организация образов, которая позволяет выделить самое существенное в предметах. Ребёнок научается пользоваться различными планами, схемами. Это - основная форма мышления дошкольника.

    3) Логическое мышление - начинает складываться к концу дошкольного возраста. У детей формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

    II. Развитие воображения можно представить как движение от предметной ситуации к возникновению у ребёнка особой позиции.

    Особенности развития воображения в дошкольном возрасте (по Д.Б. Эльконину):

    • На первом этапе развития воображения необходимо создать такую предметную среду, которая позволяла бы что-то домысливать и воображать.
    • На втором этапе разворачивается процесс воображения и детского творчества на собственном опыте ребёнка.
    • Спецификой третьего этапа является наличие определённой внутренней роли и позиции.

    Система работы включает в себя 4 основные задачи:

    • Познавательная: Познакомить с условными обозначениями предметов на плане. Расширять кругозор детей, формировать представление планового изображения города, республики, страны, карты мира.
    • Обучающая: Учить анализу планового изображения знакомого помещения, взаимного расположения нескольких помещений, зданий; самостоятельному составлению планов кукольной комнаты, своей комнаты, участка для прогулок.
    • Развивающая: Развивать действия замещения и наглядного моделирования.
    • Воспитательная: Способствовать осознанию детьми своего места в огромном мире, выработке ощущения своей причастности ко всему происходящему (т.е. чтобы они осознавали себя не только детьми своих родителей, но и детьми своей страны, республики, родного города).

    Ожидаемый результат:

    • Дети называют условные обозначения предметов на плане. (80-90 %)
    • Дети умеют пользоваться элементарным планом для анализа взаимного расположения предметов в ограниченном пространстве. (85 %)
    • Дети могут ориентироваться по плану в групповой комнате. (95 %)
    • Дети могут ориентироваться по плану на участке детского сада. (95 %)
    • Дети определяют по плану взаимное расположение нескольких помещений внутри детского сада. (75-85 %)
    • Дети самостоятельно составляют план взаимного расположения предметов в ограниченном пространстве кукольной комнаты, участка для прогулок, своей комнаты. (70-80 %)
    • Дети называют ориентиры на близлежащих улицах к детскому саду. (70-80 %)
    • Самостоятельно составляют план дороги от дома до детского сада (до друга, до бабушки и т.д.). (70-80 %)
    • Дети узнают основные объекты города и могут найти их на плане. (70-80 %)
    • Дети определяют плановое изображение республики, страны, солнечной системы. (90-100 %)

    Ресурсное обеспечение.

    Информационное

    • Проект Гос. стандарта образования 2001г.
    • Д.о. №6 (12) 2006г. "Люби и знай свой край" Л.Земскова - Названова.

    Технологическое

    • "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста" Л.А. Венгер.
    • "Чего на свете не бывает?" О.М. Дьяченко.

    Организационное

    • Мастер-класс для воспитателей "Развитие умения ориентироваться по плану"
    • Консультация для родителей "Развитие пространственного мышления"
    • Организация взаимодействия с краеведческим музеем.
    • Организация пеших и автобусных экскурсий по городу и району .

    Материально-техническое

    • Планы и схемы: групповой комнаты, раздевалки и спальни, детского сада, участка для прогулок, территории д/с, план города, карта-схема республики, карта-схема страны, карта-схема Земли, карта-схема Солнечной системы.
    • Модель Солнечной системы.
    • Папка-ширма "Наши дети и наш город".
    • Дидактические игры по ознакомлению с пространственными отношениями.

    Этапы проекта:

    I этап - Аналитический.

    • Срок реализации - 1 месяц.
    • Цель: Анализ и сравнение программ и выработка ориентиров своей деятельности.

    II этап - Диагностический.

    • Срок реализации - 1 месяц.
    • Цель: Изучение уровня знаний и умений детей.

    III этап - Подготовительный.

    • Срок реализации - 1 месяц.
    • Цель: Разработка перспективного плана. Обогащение развивающей среды. Установление сроков их реализации.

    IV этап - Практический.

    • Срок реализации - 4 года.
    • Цель: Реализация системы работы.

    V этап - Заключительный.

    • Срок реализации - 1 месяц.
    • Цель: Подведение итогов работы.

    Условия реализации проекта:

    1. Наличие планов, карт и схем по развитию пространственных отношений.
    2. Учёт возрастных особенностей детей.
    3. Систематическая, целенаправленная деятельность с детьми.
    4. Использование в деятельности детей сопутствующих дидактических игр, пособий по развитию пространственного мышления.
    5. Организация практической деятельности детей.
    6. Работа с родителями.

    Перспектива развития проекта.

    Возможность включения системы в рабочую программу и в образовательную программу ДОУ.

    Технология диагностики результата.

    Форма проведения диагностики: наблюдение за деятельностью детей с использованием дидактических, словесно-дидактических игр.

    Задание считается выполненным, если:

    - ребёнок справляется самостоятельно, без дополнительных пояснений взрослого;

    - ребёнок выполняет задание после повторного объяснения инструкции;

    - ребёнок самостоятельно исправляет допущенную ошибку после указания на неё взрослого.

    Другие способы воздействия взрослого не допускаются.

    В этих трёх случаях в соответствующей графе ставится "+".

    Высчитываются проценты выполненных заданий:

    • От 70% до 90% - норма;
    • От 90% до 100% - выше нормы.

    Критерии диагностики по возрастам:

    Младшая группа.

    1. Находит фигуры-заменители кукольной мебели.
    2. Узнаёт условные обозначения предметов на плане.
    3. Ориентируется по плану игрового уголка.

    Средняя группа.

    1. Определяет расположение кукольной мебели по плану.
    2. Ориентируется в плане групповой комнаты.
    3. Ориентируется в плане раздевалки.
    4. Ориентируется в плане спальни.
    5. Составляет план участка для прогулок.

    Старшая группа.

    1. Ориентируется в расположении помещений д/с по плану.
    2. Самостоятельно составляет план кукольной комнаты.
    3. Ориентируется в плане микрорайона д/с.
    4. Находит на плане города свой дом и известные места.
    5. Самостоятельно составляет план своей комнаты.
    6. Самостоятельно определяет план дороги от до д/с (от дома до друга, до бабушки и т.д.).

    Подготовительная к школе группа.

    1. Находит на карте-схеме Удмуртии города.
    2. Определяет стороны света.
    3. Находит по карте-схеме России крупные города.
    4. Называет и находит на карте-схеме соседей Удмуртии.
    5. Находит на карте-схеме Мира материки, полюса, океаны, горы.
    6. Самостоятельно рисует схему Солнечной системы с последовательным расположением планет.

    Приложение.

    Литература.

    1. Л.А. Венгер. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию.// Дошкольное воспитание - 1982- №3.
    2. Л. Земскова-Названова. Люби и знай родной свой край.// Дошкольное образование - №6(12) - 2006 г. Библиотечка "Первого сентября".
    3. Л.А. Венгер, О.М.Дьяченко. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.- Москва: "Просвещение", 1989.
    4. Чего на свете не бывает?/ Под ред. О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаевой - Москва: "Просвещение", 1991
    5. Е.Е. Кравцова. Разбуди в ребёнке волшебника.- Москва: "Просвещение": Учебная литература, 1996.

    Описание работы на IV этапе - практическом

    Первый год обучения.

    Младший дошкольный возраст.

    Основное направление - Знакомство с условными обозначениями предметов на плане.

    Конспекты занятий в детском саду:
    Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в современных социальных условиях . Детский сад 82
    Интеллектуальная игра для дошкольников по экологии . Детский сад 82
    Играя, развиваемся и созидаем, освобождаемся и радуемся . Детский сад 82
    Преемственность в работе учителя начальной школы и воспитателя группы продленного дня . Детский сад 82
    Музейная педагогика в ДОУ . Детский сад 82
    Конспект занятия в средней группе по развитию речи по теме "Жизнь дана на добрые дела" . Детский сад 82

    Распечатать Система работы по развитию ориентировки в пространстве в рамках темы "Работа с планом с элементами краеведения" . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Система работы по развитию ориентировки в пространстве в рамках темы "Работа с планом с элементами краеведения" . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     



    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Система работы по развитию ориентировки в пространстве в рамках темы "Работа с планом с элементами краеведения" . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru