Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Система работы по развитию пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом "общее недоразвитие речи" посредством дидактических игр,детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное обра
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Буряк Галина Григорьевна
    Конспект занятий в детском саду
    Система работы по развитию пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом "общее недоразвитие речи" посредством дидактических игр
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    Работая в детском саду с детьми, имеющими речевую патологию, я обнаружила, что почти у 100% детей не сформированы пространственные представления. У детей, страдающих дислексией и дисграфией, наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях. В “Программе воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой недостаточно материала по развитию пространственных ориентировок у дошкольников. Г.И.Лалаева в своем методическом пособии “Нарушение процесса овладения чтением у дошкольников” лишь отчасти решает эту задачу.

    Несформированность пространственных представлений у детей с ОНР проявляется не только на занятиях по развитию речи и математике, но и в рисовании, при воспроизведении заданной формы, а также при составлении целого из частей в конструировании. Эта проблема недостаточно рассмотрена, не существует специальной системы работы по ее решению, а эпизодическая деятельность не может быть эффективной.

    Всем известно, что дидактическая игра – одна из наиболее значимых форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время, игра – основной вид деятельности детей. А дидактические игры позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразить учебную деятельность, внести занимательность.

    Поэтому для того, чтобы работа по развитию пространственных ориентировок у детей с общим недоразвитием речи была более результативна, я решила максимально использовать в своей работе на занятиях и вне занятий дидактические игр.

    Таким образом, возникла цель моего опыта – создать систему работы по развитию пространственных ориентировок у детей с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр. В процессе работы решались следующие задачи:

    1. Изучить научно-теоретические знания педагогов в области развития пространственных ориентировок у детей с общим недоразвитием речи.
    2. Разработать перспективный план применения дидактических игр в процессе учебной деятельности и вне занятий.
    3. Создать условия для развития пространственных ориентировок у детей с общим недоразвитием речи.
    4. Сформировать умение у детей анализировать пространственные отношения, применять в повседневной жизни.

    Решая поставленные задачи, я использовала следующие средства:

    1. Форма проведения: занятия, утренняя гимнастика, развлечения, организация режимных моментов в течение всего дня, экскурсии, прогулки, дидактические игры, физкультурные занятия, игры, самостоятельная игровая деятельность.
    2. Форма организации: коллективная, групповая, подгрупповая, индивидуальная.
    3. Методы:

    - словесные: беседы, описания, вопросы к детям;
    - наглядные: рассматривание иллюстраций, схем, образцов, таблиц, наблюдения, фотографии;
    - практические: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры.

    4. Приемы: поощрение, сюрпризный момент, опора на словесный образец, объяснение.

    В обобщенном мною опыте решены следующие проблемы:

    1. Разработан перспективный план.
    2. Разработаны авторские игры.

    Мною была осуществлена работа по этапам. На первом этапе я приступила к изучению работ психологов, исследовавших проблемы развития пространственных представлений у детей В.В.Давыдова, А.В.Давыдова, А.В.Запорожца, В.П.Зинченко, Н.Я.Семаго, Н.Н.Семаго, а также теорию развивающего обучения (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин) и рекомендации А.А.Столяра, М.Фидлер, и Т.И.Тимофеевой, В.В.Даниловой.

    В книге “Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях” В.В.Данилова писала: “Современные психолого-педагогические исследования ученых и опыт дошкольных учреждений убеждают в том, что в дошкольном возрасте дети могут усвоить информацию о предметно-пространственном окружении, получить обобщенные знания о некоторых системах отсчета и способах пространственной ориентации, научиться пользоваться ими в различных жизненных ситуациях”.

    Дидактические игры с математическим содержанием являются эффективным средством коррекционной работы по развитию пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Изучив опыт многих педагогов-исследователей, я могу методически правильно создать систему работы по формированию пространственных ориентировок.

    Вторым этапом моей работы стало обследование детей моей группы по разделу “Развитие пространственных ориентировок”. При поступлении детей в группу я провожу диагностику. В моей логопедической группе 12 детей, которые поступили решением психолого-медико-педагогической комиссии с заключением “Общее недоразвитие речи III уровня”. Из них 2 ребенка – неорганизованных, 1 – из другого детского сада. У 7 детей – синдром дефицита внимания с гиперактивностью, у 8 – стертая форма дизартрии.

    Пространственная ориентировка включает в себя два вида ориентировок, тесно связанных между собой:

    1. Ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей.
    2. Ориентировку в окружающем пространстве.

    Для выявления уровня сформированности пространственных ориентировок я использую дидактические игры. Игры “Карлсон говорит” и “Где твои руки?” я провожу для выявления умения ориентироваться на собственном теле. Для определения пространственной размещенности предметов относительно друг друга предлагаю детям печатные листы с заданиями на ориентировку на листе бумаги.

    Диагностика показала низкий уровень знаний в области пространственных ориентировок, неспособность свободно пользоваться в речи словесными обозначениями пространственных характеристик. Это обусловлено тем, что речь не является нормально развитой.

    На третьем этапе моей работы я приступила к составлению перспективного плана. В планировании перечислены виды деятельности по месяцам и дидактические игры, которые я использую в работе. Сначала (1й год обучения) предлагаю детям игры с простым содержанием: “Веселый мяч”, “Что это?”, “Угадай, что, где находится?”, “Где звенит колокольчик?”, “Встань, где я скажу” и т.д. Затем (2й год обучения) игры усложнением: “В гостях у Каркуши”, “Моя квартира”, “Составь узор”, “Помоги кукле Маше накрыть стол”, “Собери ракету” и т.д. Эти игры проводятся с целью развития умения воспроизводить пространственные отношения между предметами по образцу и развивать грамматический строй речи.

    На практическом этапе я приступила к решению следующей задачи – создание условий для развития пространственных ориентировок у детей с ОНР. Формирование пространственных ориентировок проходит успешно, если ребенок оказывается в ситуациях занимательных, побуждающих детей к решению определенной проблемы.

    Организуя данную работу необходимо учитывать, что она должна проводиться всеми сотрудниками, занимающимися с детьми: учителем-логопедом, воспитателями, педагогом-психологом, музыкальными руководителем, инструктором по физкультуре.

    Начиная эту работу на занятиях, продолжаю ее в индивидуальной работе, и закрепляю в самостоятельной деятельности детей во второй половине дня. На занятиях логоритмики, физкультуры и на прогулках, а также в подвижных играх закрепляется эта тема.

    На заключительном этапе сформировать умения детей анализировать пространственные отношения мне помогает работа над уточнением понимания и употребления предметных конструкций, обозначающих пространственные отношения.

    С детьми подготовительной группы организую различные виды занятий с использованием развивающих игр Воскобовича, блоков Дьенеша, игры “Геоконт”. Они развивают пространственные ориентировки и учат их анализировать.

    Для того чтобы работа по развитию пространственных ориентировок проходила более успешно, я привлекаю к участию в коррекционном процессе родителей. Я предложила им анкеты с целью выявления степени заинтересованности родителей и их возможности оказать детям помощь в развитии пространственных ориентировок в домашних условиях. Затем выступила на родительском собрании с сообщением “Место дидактических игр в развитии пространственных ориентировок у детей с нарушением речи”.

    Для обогащения развивающей среды по развитию пространственных ориентировок я создала авторские игры:

    1. Многофункциональная игрушка “Клоун Яша”.
    2. Игра “Пятый элемент”.
    3. Игра “Космические головоломки”.

    Сравнительная диагностика показывает эффективность выбранного мною направления в работе по развитию пространственных ориентировок у детей с ОНР. Общий уровень знаний, умений и навыков по развитию пространственных ориентировок в целом заметно вырос и приблизился к норме (85%).

    Выпускники группы безошибочно освоили “схемы собственного тела”, могут находить и выделять различные стороны предметов: переднюю, верхнюю, нижнюю, боковую; применяют словесную систему отсчета по основным пространственным направлениям: вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево; определяют расположение предметов в пространстве “от себя”, когда исходная точка отсчета фиксируется на самом объекте.

    Дети лучше стали определять пространственные расположения объектов при ориентировке на плоскости, то есть их размещенность относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются.

    Более активно употребляют словесные обозначения пространственных отношений, выраженных предлогами и наречиями. Хорошо ориентируются в помещении детского сада, освоили “Правила дорожного движения”, схемы безопасного перехода.

    Приобретенные навыки и умения позволили детям не только овладеть чтением и письмом, но и сняли трудности в составлении целого из частей при конструировании, в умении располагать рисунок на листе бумаги, легко ориентироваться на музыкальных и физкультурных занятиях.

    Однако остались затруднения в определении пространственной размещенности предметов относительно друг друга.

    Благодаря последовательной и систематической работе по развитию пространственных ориентировок у детей с общим недоразвитием речи, тесной взаимосвязи в работе логопеда с воспитателем, психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре и родителями, дети на 90% усвоили пространственные отношения.

    Опыт показывает, что у моих выпускников намного реже возникают проблемы чтения и письма в школе. В начальных классах они крайне редко отбираются логопедами в группы детей-дисграфиков.



    Конспекты занятий в детском саду:
    Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию на тему: "Дружба живет среди нас" (подготовительная группа) . Детский сад 82
    Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения на улицах города с использованием оборудования игрового центра "Автодром" . Детский сад 82
    Проект "Неделя здоровья" . Детский сад 82
    День здоровья . Детский сад 82
    Программа нравственно-патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с Таймыром" . Детский сад 82
    Комплексное занятие для детей подготовительной группы "Художественный образ леса в стихотворении А.В. Кольцова «Лес»" . Детский сад 82


    Распечатать Система работы по развитию пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом "общее недоразвитие речи" посредством дидактических игр . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Система работы по развитию пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом "общее недоразвитие речи" посредством дидактических игр . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Система работы по развитию пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом "общее недоразвитие речи" посредством дидактических игр . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru