Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Система ранней диагностики речевого развития детей младшего дошкольного возраста,детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Люберцы
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Казбанова Светлана Владимировн
    Конспект занятий в детском саду
    Система ранней диагностики речевого развития детей младшего дошкольного возраста
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    Роль развития речи ребёнка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивают процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию (в частности, отношения со взрослыми и другими детьми).

    Раннее речевое развитие и становление когнитивной сферы ребёнка – теоретически и практически значимая проблема логопедии. Пластичность активно формирующегося мозга двух трехлетнего малыша позволяет компенсировать многие недостатки формирования речевой деятельности.

    В современной педагогике разработано и внедрено большое количество методик и пособий для развития речи дошкольника. Эти программы составлены с учетом возрастных и психологических особенностей детей, но рассчитаны они на среднего ребёнка (в то время как количество детей с различными речевыми нарушениями увеличивается год от года), в них учитываются возрастные особенности, но не принимаются во внимание индивидуальные проявления и дефекты речевого развития каждого ребенка.

    На базе имеющихся методик необходимо вырабатывать индивидуальный подход к развитию речи каждого ребёнка. Это возможно при осознании и овладении следующими принципами:

    • Знание возрастных особенностей и возможностей дошкольников.
    • Диагностика и учет уровня речевого развития каждого ребенка.
    • Тесная связь с логопедическими технологиями.
    • Сбалансированный охват всех сторон детской речи.
    • Осознанное отношение педагогов и родителей к речи детей.
    • Взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу.

    Чтобы наша работа была плодотворнее и эффективнее, необходимо выявить реальные способности малыша, его сильные и слабые стороны. Именно для этого проводится индивидуальная диагностика, учитывающая особенности речевого развития современных детей и позволяющая выполнить социальный заказ их родителей, т.е. качественную подготовку к школе.

    Уже ни у кого не вызывает сомнение, что раннее выявление проблем речи – путь к наиболее качественному результату в коррекционной работе. Но как наиболее грамотно и полноценно определить возможности детей? Ведь в силу психологических особенностей дети до 3 лет ориентированы на близких людей (родственников или взрослых, с которыми они проводят много времени). Многочисленные исследования доказали, что особенности речевой стратегии взрослого могут стимулировать или тормозить развитие речи ребёнка. Учитель – логопед знает как формируется речь в норме, он может правильно организовать занятия, помочь педагогам и родителям проанализировать особенности общения с ним и выбрать наиболее эффективные стратегии для овладения новыми языковыми средствами. Именно это и является работой логопеда детского сада.

    Для изучения семьи, ее особенностей и интересов, социальных установок для обеспечения полноценного развития ребёнка родителям были предложены анкеты и опросники. Анализируя и сравнивая которые, я отметила зачастую неправильную расстановку акцентов и неадекватную оценка детской речи (например: некоторых родителей не волнует незнание детьми элементарных этикетных слов, но вызывает большую тревогу отсутствие у двух-трехлетнего ребенка звука -р-).

    Для проверки речевого развития педагогами, мной были разработаны индивидуальные речевые карты на каждую возрастную группу, начиная с 1 младшей. Для диагностики детей второго года жизни использовались методика Исениной "Изучение понимания речи" (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

    В начале года я провела консультацию для воспитателей, на которой ознакомила с речевыми особенностями каждой возрастной группы, способами диагностики и критериями оценки.

    Данные речевого обследования заносятся педагогами в таблицы (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) и сдаются для обработки мне. Я анализирую полученные результаты "по вертикали" и "по горизонтали".

    "По горизонтали" определяю сильные и слабые стороны речи каждого ребенка, которые сравниваю с речевой нормой и с результатами предыдущего обследования. На основании этого отмечаю индивидуальные достижения каждого ребенка, намечаю пути работы в детском саду и семье. Данная информация становится содержанием индивидуальных бесед с родителями, при этом результаты обследования сообщаются близким родственникам строго в конфиденциальном порядке.

    "По вертикали" мною определяются сильные и слабые стороны речевого развития всей группы в целом, а в конце года проводится сравнительный анализ результатов последнего и настоящего обследования. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

    Воспитателям предлагаю использовать полученные результаты диагностики и мои рекомендации, как своеобразный план индивидуальной и подгрупповой работы по развитию речи. Конкретное содержание занятий педагоги отбирают самостоятельно, ориентируясь на:

    • результаты обследования развития речи;
    • рекомендации логопеда;
    • результаты анализа фронтальных занятий (для детей, не справляющихся с программой).

    Работа по результатам диагностики на начало учебного года по возрастным группам

    Второй год жизни

    Так как на втором году жизни в “отстающих” оказались:

    • выполнение действий с разными предметами (низкий ур. - 31%);
    • выполнение движений по просьбе взрослого (низкий ур – 24%);
    • нахождение названных предметов/игрушек (низкий ур – 24%);

    в октябре воспитателям были предложены следующие упражнения и игры: “Глазки, носики и ушки”, “Кто к нам пришел?”, “Ручками похлопаем, ножками потопаем”, “Покажи … /игрушку, предмет”, “Найди, где спряталась …”, “Заинька, поскачи”.

    По этому же принципу давались рекомендации на каждый календарный месяц.

    На конец года у нас не было ни одного низкого результата, дети удачно справились со всеми пробами. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

    Первая младшая группа

    Диагностика выявила следующие проблемы:

    • образование слов с уменьшительно – ласкательной формой (низкий ур – 94%, конец года – 40%);
    • образование существительных в родительном падеже (низкий ур – 60%, конец года – 20%);
    • подбор слов – определений (низкий ур. – 60%, конец года – 0%);
    • сочетание речи с действием (низкий ур – 54%, конец года – 0%);
    • определение направления звучащей игрушки (низкий ур. – 54%, конец года – 0%)

    Работа по формированию речевых навыков детей

    1 младшей группы в октябре

    1. Развитии плавного, длительного выдоха.
    2. Упражнения: “Споем колыбельную мишке”, “Подуем на пушинку”, “Угадай овощ по запаху”, “Понюхаем цветочки”

    3. Развитие артикуляционной моторики.
    4. Упражнения: “Поезд” (вытягивание губ трубочкой), “Медвежата едят мёд” (имитация “слизывания”), “Покормим птенчиков” (широкое открывание рта).

    5. Развитие мелкой моторики.
    6. Проговаривание потешек с имитацией действий, игра “Погладим животных”.

    7. Развитие чувства ритма.
    8. Упражнение “Музыканты” (слушать и повторять за воспитателем звуки музыкальных инструментов + имитация игры)

    9. Развитие понимания речи.
    10. Упражнения “Поручение”, “Позови ласково”.

    11. Пальчиковая гимнастика.
      “Ладушки”, “Поймай комара”, “Наши пальчики играли”, “В огород пойдём, урожай соберём”.

    К апрелю низкий общегрупповой результат сократился с 40% до 6%.

    По остальным возрастным группам работа ведется аналогичным способом.

    Анализируя работу за текущий учебный год хочется отметить, что педагоги стали проводить диагностику более качественно и осознано, а работа по развитию речи ведется целесообразно и адресно, с учетом индивидуальных возможностей и проблем каждого ребенка.

    Список использованной литературы

    1. Гербова В.В., Казакова Р.Г., Кононова И.М. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ Под ред. Г.М. Ляминой. М., 1981.
    2. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2–4 лет. Методическое пособие, стимульный материал. Сфера.
    3. Журнал “Дошкольная педагогика”2007/ноябрь.
    4. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. методическое пособие.- М.: Мозаика – Синтез.
    5. Журнал “Логопед” 2006, №4; 2007, №6.
    6. Нищева Н.В. Организация Коррекционно – развивающей работы в младшей группе детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.
    7. Материалы Интернет сайтов.


    Конспекты занятий в детском саду:
    Проект по модернизации организации питания в дошкольном учреждении "За обе щечки" . Детский сад 82
    Использование техники "Батик" в художественно-творческом развитии детей дошкольного возраста . Детский сад 82
    Комплексное итоговое занятие в старшей и подготовительной к школе группе детей дошкольного возраста с ОНР по теме "Времена года" . Детский сад 82
    Проведение ЛЕГО-игротек с дошкольниками . Детский сад 82
    "Нравственное воспитание в ДОУ: "Праздник дружбы" . Детский сад 82
    Интернациональное воспитание детей посредством подвижных народных игр . Детский сад 82


    Распечатать Система ранней диагностики речевого развития детей младшего дошкольного возраста . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Система ранней диагностики речевого развития детей младшего дошкольного возраста . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Система ранней диагностики речевого развития детей младшего дошкольного возраста . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru