Детский сад
детсад
Бакшт Федор Борисович
Конспект занятий в детском саду
Системное экологическое обучение и воспитание с помощью филателии
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

Экология быстрыми темпами приобретает все большую актуальность, охватывая все более широкий круг вопросов. Сегодня с экологией по сложности может сравниться лишь одна синтетическая наука – военная – использующая знания, полученные в рамках тысяч "частных" дисциплин. Становится очевидной ограниченность традиционного подхода, при котором в качестве факторов риска рассматриваются лишь повышенные концентрации вредных веществ (химическая Экология). Все большее значение приобретают вопросы экологической геологии и геофизики. Литосфера уже интересует нас не столько как источник минерального сырья, сколько как часть среды обитания. Общеэкологические вопросы становятся биосоциальными проблемами.

Обо всем этом говорится в десятках учебников, руководств и пособий, хороших и не очень хороших. И все эти издания объединяет одно: сухость и недостаточная дидактичность.

Как же обо всем этом рассказать слушателям? Как увлечь их, побудить прочувствовать все многообразие современной экологии? И в то же время не спугнуть начинающих слушателей.

Для этого предлагается использовать информацию, заключенную в почтовых марках. А многие ли преподаватели приносят в аудиторию марки и открытки? В России — пока единицы.

В мире миллионы любителей увлечены филателией — коллекционированием и изучением знаков почтовой оплаты и иных почтовых документов (конвертов, открыток, штемпельных оттисков и других), отображающих все области знаний и деятельности человека. Филателия, зародившаяся в середине XIX в., особенно популярна среди школьников и молодежи; ею занимаются и более зрелые специалисты, объединенные в многочисленные клубы по интересам и направлениям

Филателия дисциплинирует мышление, тренирует память, развивает исследовательские навыки. Она значительно расширяет кругозор коллекционеров, их знания по географии, экологии, геологии, краеведению, истории и др. Обогащается язык, чему способствует используемый в коллекции совершенно необыкновенный материал. Его специфика заключается, прежде всего, в большом количестве собираемых предметов. Достаточно сказать, что только в России (вместе с СССР) выпущено более 5 000 марок. И этот материал, перемещаясь во времени и в пространстве, выступает как средство духовного, культурного общения людей. Общения невербального, образного и (или) знакового, дистанционного и многопланового, но всегда системно организованного уже самой содержательной информацией – сконцентрированной, плотно свернутой и упакованной.

Язык филателии является международным. Но для его понимания не требуется специальной подготовки. Достаточно научиться не только смотреть на пестрые картинки, но и видеть то, что хотели показать авторы того или иного художественного произведения почтовой полиграфии.

Развитие почтовой связи привело к тому, что в филателистических материалах можно найти документы, отражающие практически все области деятельности человечества и многие важные события его истории. Нас же, как экологов, интересует, прежде всего, планета Земля как единое целое. Земля рассматривается как сложная открытая экологическая материальная система, воздействующая на любые организмы сочетаниями многочисленных ландшафтно-климатических, геологических и геофизических факторов. Большинство моделей планеты формируется на картографической основе с использованием географических или специализированных карт. На тысячах почтовых документах показаны карты геологические, географические, геофизические, военые и др.

Внутреннее содержание объекта нашего внимания – планеты Земля – определяется его геологическим строением. Поэтому обратимся сначала к филателии горно-геологической. Она занимается “коллекционированием знаков почтовой оплаты и иных почтовых документов..., отображающих главным образом изучение, освоение и охрану недр Земли” (1) По горно-геологической тематике в мире выпущено более 4 000 марок, в том числе с минералами и породами свыше 800, с динозаврами и окаменелостями около 900. Геофизике посвящены десятки миниатюр. Карты на марках исчисляются тысячами. И все это системно описано и классифицировано.

Важно то, что, за очень редкими исключениями, разнообразная информация, содержащаяся в почтовых выпусках, является официальной (государственной), научной и строго выверенной.

Марки — незаменимое средство привлечения молодежи к изучению наук о Земле и методов познания планеты, всего окружающего нас мира. Марки многофункциональны. Они являются и произведениями изобразительного искусства, и продукцией полиграфического производства, и средствами политической и научной пропаганды, в том числе и пропаганды экологической. Их уникальность — в максимально привлекательной и дидактичной форме. Так, на многих тысячах почтовых миниатюрах изображены все основные виды географических карт и картографических проекций, ландшафтно-климатических зон, форм рельефа и т.п. Специфична информация, отражающая динамику развития экономики и общественно-политической структуры мира. Пример тому — документы почтового обращения стран бывшего СССР и многие др.

Марки и другие экспонаты, объединенные в коллекцию с определенной целью, становятся, как и всякое научное собрание, источником нового знания. Не является исключением и разработанная нами тематическая эколого-геологическая коллекция, фрагментами которой, в определенном смысле, могут быть частные коллекции по смежным дисциплинам. Все они иллюстрируют единую общую модель Земли, описывающую ее поверхность, ее недра, ее окружение.

Помимо информативности, компактности и высокой эстетичности, филателистический материал привлекателен своей целенаправленной доступностью для любой аудитории. Филателисты располагают достаточным и неповторимым коллекционным материалом. Их опыт и методическая подготовка обеспечивают реализацию возможностей филателии при ее использовании в любых, самых различных формах и уровнях воспитательного и учебного процесса.

Современные технические средства позволяют тиражировать демонстрационный материал в виде плакатов, видео- и слайдфильмов или других носителей информации. С применением компьютерных технологий на основе филателистической информационной базы нетрудно сформировать более или менее обширный банк данных с функциями информационно-поисковой системы в области интересующих нас наук о Земле. Это облегчит пользование имеющимся материалом и свяжет традиционные естественно-научные подходы с современными методиками.

К приведенной характеристике массива данных, которыми располагают филателисты, добавим следующие: только в одной собранной мною базовой геолого-географической и экологической коллекции “Земля – наш дом”, отнюдь не претендующей на исчерпывающую полноту, представлены марки, конверты, открытки и штемпельные оттиски 153 стран (2). Их количество в разных вариантах (минимальном, оптимальном и максимальном) может достигать соответственно 150, 1000 или 10 000 экспонатов. Главными “поставщиками” материала на эту тему являются Россия (вместе с СССР), а также Израиль, Германия, Польша и США. За ними следуют Венгрия, Греция, Куба, Исландия, Франция и Япония. Относительное количество почтовых сувениров отражает доступность филателистического материала для коллекционеров, и то внимание, которое уделяется в той или иной стране геологии, географии, экологии и, вообще, Природе.

Коллекция в оптимальном варианте состоит из 15 разделов, каждый из которых представляет пакет областей знаний из цикла наук о Земле. К ним относятся планетология как часть астрономии, география, геология, геоморфология, геофизика, геохимия, геодезия с картографией, геоэкология как часть экологии, геополитика и целый ряд смежных научных дисциплин. В этой связи можно, по-видимому, говорить об особой разновидности филателии — геофилателии.

Объединенные в единое целое, такие филателистические экспонаты составляют систему, уникальную по степени концентрации информации. Эта информация разнообразна и по содержанию, и по форме. Последнее связано с тем, что глобальное пространство, с которого собирается необычный демонстрационный материал, предопределяет не только его большое количество, но и высокое качество. Гносеологичскому и эстетическому восприятию филателистической информации, представленной в коллекции, способствует целевое сопровождение: лаконичный текст справочного и ориентировочного характера, а также специально подобранные фотоиллюстрации.

Примечательно и то, что на определенном этапе своего научного формирования коллекция, будучи продуктом познавательного творческого труда, сама приобретает черты открытой самоорганизующейся системы со своей логикой развития. Раскрываются новые связи, появляются неожиданные ассоциации и вопросы. Например, рассмотрение геологических марок подводит коллекционера-исследователя к мыслям о биосфере, атмосфере и т.д. Вспоминаются великие ученые более или менее далекого прошлого, начиная с древних мыслителей Аристотеля и Пифагора и до корифеев ХХ века Владимира Вернадского и Фредерика Жолио Кюри. Не ограничиваясь рамками горно-геологической коллекции, мы обращаемся и к другим филателистическим материалам, которые помогают лучше раскрыть и понять обширнейшую тему "Науки о Земле". Так или иначе, прямо или косвенно, данные материалы затрагивают многие вопросы географии, социологии и, конечно, животрепещущие проблемы экологии. Информация о многих фактах сопровождается прямыми картографическими указаниями на место и содержание этого события.

Полный ряд филателистических иллюстраций, касающихся этих областей знания, в том числе экологии, ни в какой коллекции привести невозможно. Да в этом и нет нужды, так как продолжить начатый мною рассказ о Земле, о ее геологии, внутреннем строении и экологических проблемах сможет самостоятельно любой заинтересованный и, тем более, специально подготовленный человек. Наша задача – помочь ему в творчестве, в приобщении к филателии и к экологии. При этом возможна адаптация рассказа к конкретной тематике местной, региональной экологии

Представляется, что первым шагом по включению филателии в образовательный процесс может стать разработка учебного спецкурса “Геоэкологическая филателия ” (20-30 часов). Курс адаптируется к принятым в соответствии с международными стандартами программам ВУЗов по геологической, географической и экологической специальностям. Цель курса: сформировать целостное представление о модели планеты Земля как самоорганизующейся системы с иллюстрацией различных аспектов и фрагментов этой модели филателистическим материалом.

Программа курса, содержание тем лекций (уроков) и семинарских занятий определяются конкретным уровнем подготовленности слушателей и задачами их будущей методической и практической специализации. Методологической парадигмой курса является положение о том, что филателистический материал является достаточным и очень дидактичным средством для системного раскрытия избранной многоаспектной геологической (с экологическим уклоном) темы.

Основные разделы курса следующие:

– Филателия горно-геологическая, экологическая: предмет, объект, субъект.

– Земля как часть Космоса.

– Земля как сложная многофакторная открытая система.

– География.

– Карта – модель и образ окружающего пространства;

– Литосфера и ее фрагменты.

– Методы изучения Земли.

– Полезные ископаемые, их поиски и добыча.

– Золото – царь металлов и металл царей.

– Биосфера, ноосфера, их связи с геосферами.

– Великий эксперимент Природы: нефть и динозавры.

– Экология как уникальная наука: предмет, объект, история и будущее.

– Флора и фауна Земли.

– Памятники природы и заповедники.

– Геоэкология и геополитика.

– Наше будуще.

Популярное изложение такого комплексного системного подхода к основным проблемам современной экологической науки должно помочь и специалистам, занимающимся экологическим, геолого-географическим просвещением и воспитанием, и коллекционерам разных уровней. Немаловажно, что филателистический материал, профессионально используемый в таком курсе, в силу своей специфики доступен и привлекателен читателям буквально всех возрастов и всех уровней подготовки. Методическая разработка по этому предмету (курсу) соответствует уровню школьных и вузовских программ. При этом каждый коллекционер, преподаватель может сформировать свой логический видеоряд, излагая основное содержание темы в соответствии с близкой ему и понятной данной конкретной аудитории научной системой.

Геология и экология рассматриваются как тесно связанные между собой науки об окружающей нас среде обитания. Подчеркнем, что, наряду с вещественными факторами (геохимическими полями, геологическими и геоморфологическими телами), контролирующими биосферу в целом и жизнедеятельность человека, методологически очень важно рассматривать не менее значимые, но гораздо менее изученные полевые (физические) факторы. Именно эта задача стоит перед интенсивно развивающейся в последние годы наукой — физической экологией. Последняя опирается на современные представления о геофизических полях как природных энергоинформационных регуляторах биофизических и даже социальных процессов. При этом имеются в виду и различные естественные поля, и их техногенные аналоги (радиационные, электромагнитные и др.).

Для иллюстрации сказанного из множества примеров приведем только три:

1. На Земле – кругом вода. Очень эффектно показал это художник, создавший оригинальный крупноформатный блок авиапочты Израиля (рис. 1). Земной шар, изображенный в необычной картографической проекции, предстает перед нами в виде громадного Мирового Океана. По его поверхности плывут острова-материки, сопровождаемые более мелкими островками — Гренландией, Кубой, Мадагаскаром. Тысячи мелких кусочков суши незаметны для глаза. Не показаны ни одна из столиц стран мира, ни Тель-Авив, ни Москва, ни Вашингтон. Где-то далеко Солнце, освещающее Западное полушарие. А кругом — черный Космос, холодные звезды...

Рис. 1

Рис. 1.
Карта континентов. Земной шар (развертка) в равноугольной картографической проекции. Почтовый блок (авиапочта). Израиль. 1962.

2. В государстве Мьянма (ранее Камбоджа, Кампучия) в 1996 году были выпущены три квартблока из двенадцати различных марок, на которых изображены различные динозавры и ландшафты мезозойской эры. На каждом из блоков показано различное положение перемещающихся по поверхности нашей планеты материков. На одной из марок (рис. 2) красуется Tuojiangosaurus – представитель подотряда стегозавров, одного из самых популярных в мировой филателии ящеров. Этот ящер присутствует почти на ста миниатюрах десятков стран. Любопытно, что все его портреты различны! Так прекрасно иллюстрируется важный гносеологический тезис: все ретроспективные модели, в принципе, некорректны. В полной мере этот относится и ко всем геологическим, да и палеоэкологическим реконструкциям. Точно так же, как и к футурологическим построениям.

Рис. 2

Рис. 2.
Динозавры. Дрейф материков. Камбоджа. 1996 г.

3. На рисунке 3 мы видим карты известнейших заповедников России. Человеком созданы маленькие островки, охраняемые с таким бережным подходом к данной нам Природой среде, что его можно без особой натяжки считать образцом серьезного шага на пути решения экологического кризиса. Островков таких много, они разбросаны по всему миру. Они так и называются: особо охраняемые природные территории. К ним относятся государственные заповедники, национальные парки, заказники с ограниченным режимом природопользования и "просто" памятники природы. Во всем мире насчитывается около 6600 парков и заповедников. Эти заповедные территории изучаются учеными и посещаются миллионами туристов.

Рис. 3

Рис. 3.
Государственные заповедники Баргузинский (1966) и Кедровая падь (1967).

Если собрать воедино все марки, рассказывающие об этих по-своему неповторимых чудесах природы, то получится уникальная коллекция: таких марок, конвертов и открыток — многие сотни. Например, только в бывшем СССР и России подобных марок выпущено около 60, в Германии — более 30, в Исландии — более двух десятков... Одна из любопытных серий (1966) посвящена старейшей в России зеленой жемчужине, Баргузинскому заповеднику. Он находится на северных берегах уникального во многих смыслах озера Байкал, постоянно привлекающего внимание поэтов и народных сказителей, геологов и биологов, и, конечно же, экологов. Марки, посвященные Баргузинскому заповеднику, и расположенной еще дальше на восток Кедровой пади свидетельствуют о том, что художники-графики трудились над ними с большим мастерством и любовью.

Повествование, опирающееся только на эти пять экспонатов, может продолжаться часами. Возможности для творчества здесь очень обширны. Напомним, что в распоряжении любого из нас могут оказаться сотни таких почтовых документов. Таким образом, коллекция, состоящая из множества подобных связанных между собой воедино элементов, организуется в оригинальную систему. Ее развитию практически нет предела, так как ежегодно в мире выпускаются тысячи почтовых сувениров. В руках заинтересованного педагога такая система становится привлекательным средством обучения и воспитания (3). Знакомиться с этим будущие педагоги должны уже в Вузе.

Таким способом целесообразно знакомить с общеэкологической тематикой прежде всего студентов естественного и гуманитарного профилей, не забывая, конечно, о молодых специалистах других специальностей, в том числе будущих менеджеров различных уровней и профилей. Но наиболее актуальна проблема экологического воспитания и формирования экологичного мировоззрения для педагогических учебных заведений. Специального внимания требует и соответствующая экологическая методическая подготовка учителей, имеющих дело с дошкольниками и младшими школьниками, и не только на биологической, но и на геолого-географической основе.

Такая эколого-географическая подготовка с использованием филателистического дидактического материала представляется особенно необходимой и эффективной для тех учителей, в чью задачу входит компенсационное обучение детей с отсталым уровнем подготовки.

Особое и немаловажное значение имеет формирование экологического мировоззрения и у будущих журналистов, поскольку влияние средств массовой информации на менталитет населения приобретает все большее и непреходящее политическое и экономическое значение. Экологически некомпетентный или недостаточно просвещенный журналист представляет не меньшую, а гораздо большую опасность, чем неграмотный в отношении родного языка. Например, социально очень вредны совершенно некомпетентное освещение сейсмологических проблем или “вирусы” последовательно разжигаемой массовой радиофобии. Вопросы радиационной и сейсмической безопасности связаны с предупреждением последствий стихийных бедствий и с пониманием того, что катастрофы, приводящие к жертвам, происходят отнюдь не только по природным (геологическим), но и по социальным причинам. Все эти понятия и проблемы, профессионально поданные с помощью яркого филателистического материала, становятся более близкими и доходчивыми.

Практическое значение имеет предлагаемая инновационная технология учебного процесса сегодня, в связи с большими возможностями дистанционного обучения на компьютерной основе. Например, прекрасные слайд-фильмы создаются с помощью программы “Презентация” в формате Power Point. В них максимально используются все дидактические особенности материала – цвет, форма и их содержание. Эти пособия легко тиражируются и адаптируются к любой аудитории.

Приобретение соответствующих знаний и навыков обращения с филателистическим материалом обеспечит значительное повышение уровня преподавания экологии и смежных дисциплин. Это будет способствовать системному и более глубокому усвоению учебного материала и в школах, и вузах, придаст новые оттенки экологическому просвещению и формированию экологичного мировоззрения, столь необходимого открытому обществу ХХI века.

Литература

  1. Бакшт Ф.Б., Киржнер Ф.М. Филателия горно-геологическая / Горная энциклопедия. Т. 5. М.: изд-во “Советская энциклопедия”, 1991. С. 300-304.
  2. Бакшт Ф. Б. Экология и филателия. Марки рассказывают о планете/ Земля – наш дом. Красноярск: изд-во Витал, 2000. 324 с.
  3. Бакшт Ф. Б. Возможности филателии в системе геолого-географического и экологического обучения и воспитания // Вестник Томского государственного университета. Приложение № 3 (1). Проблемы геологии и географии Сибири. 2003. С. 202-203.


Конспекты занятий в детском саду:
Бинарное занятие на тему "Русский национальный костюм" . Детский сад 82
Конспект методического объединения воспитателей подготовительных к школе групп "Проблемы, поиски, решения" . Детский сад 82
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков [р] и [р']" . Детский сад 82
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексической теме "Одежда и обувь" . Детский сад 82
Система работы "Ребенок и его семья" (о воспитании у детей любви и уважения к близким людям) . Детский сад 82
Развитие дыхания детей с нарушениями речи на занятиях изобразительной деятельностью . Детский сад 82

Распечатать Системное экологическое обучение и воспитание с помощью филателии . Детский сад 82
Поделится ссылкой Системное экологическое обучение и воспитание с помощью филателии . Детский сад 82 с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад
*
Реклама: Все статьи
рекламный блок
 


В продолжении темы:
Обсуждение статьи Системное экологическое обучение и воспитание с помощью филателии . Детский сад 82
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

ДетСАД

ид "Первое сентября"

Популярное
Занятия в Детском саду

Copyright © ds82.ru