Детский сад
детсад
Шушакова Татьяна Алексеевна
Конспект занятий в детском саду
Сказка как средство комплексного решения речевых задач в работе с детьми-логопатами
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и поэтому доступен, сюжет прозрачен, но и загадочен.

Ни один ребенок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Самое большое, что она позволяет себе – это намек на то, как лучше поступить в той или иной ситуации.

Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а Сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.

Народная сказка, как проявление народного искусства, близка по своей природе творчеству ребенка: простота, завершенность образа. В сказке – традиционность, коммуникабельность, коллективный характер, высокое совершенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью.

Сказка многогранна, как и сама жизнь, и это делает ее эффективным и развивающим средством в освоении родного языка.

Работая много лет с речевыми детьми, я постоянно нахожусь в поиске оптимальных и современных методов и приемов, помогающих активно воздействовать на речь детей с ОНР.

Сказка позволяет ненавязчиво, без принуждения много научить и поэтому в этом учебном году, используя имеющийся у меня опыт обыгрывания сказки в играх-драматизациях, учитывая интерес детей, я рассматриваю ее как эффективное средство коррекционно-развивающей работы.

Основная задача, которую я поставила – это через поиск новых методических приемов в работе со сказкой содействовать развитию речевой инициативы, активности и стимулировать речевое общение детей группы.

Зная, что у детей с ОНР развитие пассивной речи опережает становление активной речи, мне  представляется важным через сказочный мир проникнуть во внутренний мир ребенка и расшевелить речевой потенциал каждого.

Природа сказки представляет  широкие возможности для работы с детьми по развитию речи, помогает обучать, воспитывать, побуждать к творческой деятельности, лечит души.

Убедительным доводом в правильности моего выбора звучат слова А.С.Пушкина: «Читайте простонародные сказки, чтобы увидеть свойства русского языка».

Итак, что я понимаю под комплексным решением речевых задач через работу со сказкой и, какие компоненты речевой работы легли в основу.

Форму работу я избрала интегративную, при которой содержание «сказочного» материала  присутствует и накапливается в разных видах детской деятельности на речевых занятиях, при знакомстве с художественной литературой, в блоке совместной художественно-речевой деятельности. Для развития речевого общения и исполнительского творчества в группе выделена театрализованная зона, представленная с театром игрушек,  представленная с театром игрушек, куклами пальчикового театра, костюмерной (гриб «Мухомор»), где хранятся  театральные аксессуары, представленные различными комбинациями костюмов. Я убеждена, что творчество и воображение развивается также в процессе придумывания и составления костюма сказочного героя, подбора игровых, сказочных персонажей.

Оживило работу со сказкой появление в группе кубиков «мякишей» с изображением героев русских народных и авторских сказок.

Поэтому у меня возникла мысль сделать мини-макеты по любимым сказкам. Подключились и дети и родители. Некоторые недостающие детали, оживляющие макеты, выполнены детьми, которые ходят на станцию Юных Техников, лилии для болота к сказке «Приключение Буратино», цветок для Дюймовочке, Дюймовочку из бумаги, деревья к сказке «Волшебник Изумрудного города». Итак, у нас появились мини-макеты:

  • «Дюймовочка»;
  • «Приключения Буратино»;
  • «Волшебник Изумрудного города».

Затем:

  • «Приключения Незнайки».

А однажды дети принесли липуны, из которых можно было слепить Лимона и Грушу, Сеньора Помидора и Подружку Редиску, Принца Вишенку., принесли брелки: тыкву и виноград. Так возник новый мини-макет:

  • «Приключения Чипполино».

Такое соучастие и сопричастность каждого помогло ребенку пройти путь от предвкушения сказки к доверительному общению, диалогу «воспитатель-ребенок» и «ребенок-ребенок», к активному участию в разыгрывании действия сказки. Мини-макеты оживляют процесс пересказывания сказки, востребованы детьми в самостоятельной художественно-речевой деятельности, позволили выявить в группе «знатоков сказок».

Работая с макетами, я использовала прием «Перепутаница». Каждое утро я переставляла игрушки из одного макета в другой, и дети, приходя, сначала удивлялись и даже возмущались: «Кто это все перепутал?». Так появилась игра «Какой герой заблудился?» («А из какой он сказки?», «А в какую сказку он попал?»).

Сбор материалов для макета подтолкнул меня к игровому приему «Аукцион вещей». Для магазина волшебных вещей пригодилось и «семечко» - сказка «Дюймовочка», и «горох» - «Принцесса на горошине», и «бобы» - «Петушок и бобовое зернышко», «сапожок» - «Кот в сапогах» или сказка «Золушка» - все эти предметы совместно с детьми красиво оформили в футляры (коробочки). Суть приема заключается в том, чтобы дети назвали как можно больше сказок, в которых встречается этот предмет.

Дети удивили меня тем, что они называли ни одну сказку, а несколько сказок, где может встретиться этот предмет. Горох – «Принцесса на горошине», «Петушок – золотой гребешок».

Чем больше было прочитано и обговорено сказок, тем больше собрано волшебных вещей – «товаров», жарче разгорались споры на аукционе «знатоков сказок» - «Из какой сказки предмет?».

Например, зеркало – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Дикие лебеди», «Снежная королева».

Выросли любознательность и интерес детей к сказкам, а поскольку дети «заболели» сказочными сюжетами, то это стимулировало и активность познавательных процессов. Я провела несколько викторин: «Знаем ли мы сказки?». Активно использовала в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми «кубики-мякиши». Яркие разноцветные они завораживали детей. Мягкие, приятные на ощупь, дети крутили, мяли их и непроизвольно сами начинали говорить о героях, нарисованных на кубиках. Кубики будили воображение детей, не желая выпускать из рук, дети начинали придумывать новый сюжет сказки, другой конец сказки. Так кубики помогли нам подойти к творческому рассказыванию. Формирование навыков связной речи, развитие лексико-грамматических категорий шло через исполнение таких игр, как «Узнай героя сказки по описанию», «Узнай эпизод сказки и расскажи его»:

  1. по опорным словам (например, пенек, заяц, песенка);
  2. по картинкам;
  3. предметам;
  4. собранным паззлам.

Нарушение выразительности моторики у речевых детей заслуживают пристального внимания с нашей стороны, потому что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми.

Поскольку к подготовительной группе у детей уже есть некоторый опыт невербального выражения эмоциональных состояний, я предусматривала задания, в которых делается установка на новые способы действий: измени, подумай. Эти творческие задания основаны на импровизации (Е,И,Алябьева «Психогимнастика»). Например, предлагала детям такой вариант мини-этюда на воображение: «Я приглашаю вас в кукольный театр, где золотым ключиком открывается дверь. Представьте, ребята, дверь мы открыли, а за ней темным-темно. Я дам каждому из вас по свече. Держите крепко. (Прикасаюсь к ладоням каждого ребенка – имитация). А теперь ее надо зажечь, вы прикройте ее ладонью от ветра, чтобы не затухла (имитация). Посмотрите вокруг, светло стало от ваших «зажженных» свечей. Идем смелее!».

Эмоции злости, проявление доброты, хитрости, мудрости отрабатывались в таких мини-этюдах: дети изображают Лису Алису (хитрую, коварную обманщицу), затем злого, беспощадного Карабаса Барабаса. А вот еще «Встреча с Дюймовочкой»: дети показывают воображаемый цветок в ладонях (бутон, затем цветок), нюхают, показывают Дюймовочку (ее небольшой рост – пальцами как бы – «от горшка два вершка»).

Развитие творчества и речевой сноровки шли по линии (схеме) изменения сюжетосложения и сочинения новых сюжетов. «Что было бы, если…». Включение в сюжет сказки новых персонажей и развертывание их действий: «Схватила Лиса Колобка за бок и так бы и съела, да тут пробегал мимо волк. Стали они спорить…». Придумывание другого конца сказки. Например, «Курочка Ряба»:

- А могло ли яйцо не разбиться?

- А кто бы еще помог деду и бабе?

«Колобок» - придумайте, с кем бы еще мог встретиться Колобок, если бы его не съела Лиса?

Детей очень привлекает возможность побывать в роли Волшебника, и они активно включаются в творческий процесс, фантазируя с героями сказок.

Следующим этапом формирования творческой деятельности стали полюбившиеся детьми «Салаты из сказок». «Салат из сказок» - это когда в сказке, а вернее в отрывке сказки переплелись 2 или 3 сюжета из разных сказок. Дети должны услышать и догадаться, что из разных сказок и назвать эти сказки.

Обыграли с детьми вариант «Добрая сказка», где дети выбирают две сказки и из них составляют одну сказку таким образом, чтобы отрицательные персонажи двух сказок совершали в ней только добрые поступки.

Работа со сказкой – это широкие возможности словарной работы. В моем опыте – целая система упражнений, предусматривающих обогащение словаря ребенка. Слова – друзья (синонимы): когда дети, говоря о сказках, о сказочных героях и их качествах, подбирают слова, подходящие по смыслу. Например, к слову «добрый» - уступчивый, сердечный, заботливый, жалостливый, терпимый; к слову «умный» - мудрый, смекалистый, догадливый, хитроумный, премудрый, знающий. Смелый – а как можно сказать иначе? – храбрый, отважный, бесстрашный, мужественный, рискованный.

Подбирали и слова-спорщики (антонимы). Слова с противоположным значением: добрый – злой; глупый – умный; смелый – трусливый, характеризуя героев сказки.

Эта работа ведется повседневно. А в этом году перед школой познавательный интерес к слову появился у детей в играх-перевертышах. В них, играя со словами из сказок, составляли слова из перевернутых слогов. Из букв выкладывали имя отгаданного сказочного героя или собирали из перепутанных, переставленных букв. Затем из этих слов «Буратино»; «Снегурочка»; «Белоснежка», составляли новые слова (например, «Буратино» – тина, нора, бур…).

Работая над этой проблемой, я не могла обойти и такой важный компонент, как развитие языка чувств, развитие сенсомоторной сферы.

В этом блоке работы мной развиваются мимические и пантомимические способности детей. Каждое упражнение включается мной в сюжетно-ролевое содержание занятия, стимулирует у ребенка фантазию чувств и движений. Особенно удачны игры «Собираемся на бал» - эта игра очень нравится девочкам. При «одевании» сережек, бус, ленточек – массаж «прикосновениями», «тактильный голод» утоляется – мозг успокаивается.

Театрализация этого действа в этих приемах повышает заинтересованность и удовольствие, получаемое детьми от занятия.

Для мальчиков проводится игра-массаж «Собираемся на турнир рыцарей», как вариант на охоту. А еще детям нравится игра «Путешествие в Изумрудный город».

Доказано, что между речевой функцией и моторикой существует тесная связь. Мною используется много приемов по развитию сенсомоторной среды. Наиболее любимы детьми:

- «Ленту мотай, сказку называй»: наматывая на клубок, дети «наматывают» слова (сказочные, добрые и пр.).

- «Мотальщики»: это усложненный вариант предыдущей игры в парах, где одному ребенку дается клубок, а другому игрушка на выбор (часто встречающиеся персонажи сказок: лиса, волк, заяц и пр.). наматывая нить на игрушку, ребенок называет все сказки, где эта игрушка-образ является действующим лицом. Второй ребенок следит за правильностью и добавляет не названные первым.

Опыт работы этого года убедил меня в том, что сказки помогают воспитателю вести ребенка по познанию мира и слова радостно, при этом развитие ребенка идет более интенсивно и успешно.

Сказка позволила полнее реализовать возможности речевой работы с детьми. Дети с большим удовольствием продолжают сюжет известной сказки в своей интерпретации.

Творческие задания по сказкам – это игра ума плюс самовыражение ребенка и хорошая речевая активность и «школа» связной речи.

Меня радует пробудившийся интерес к слову, детская любознательность к нашим истокам.

Инсценирование диалогов в сказках дают детям большой опыт в навыках выразительности речи и выразительности движений.

Свой опыт дети реализуют в театральной деятельности, в художественно-речевой, игровой и самостоятельной деятельности.

Меня радует, что дети тянутся к таинственному миру сказки, сохраняющей богатый народный опыт. Ведь сказка не только будит наше воображение, но и обогащает жизнь положительными эмоциями.



Конспекты занятий в детском саду:
Математический праздник "Мы дружим с цифрой пять" . Детский сад 82
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников . Детский сад 82
Программа предшкольной подготовки "Филиппок" . Детский сад 82
Сценарий семейного праздника для старшей подготовительной группы "Неразлучные друзья – это вся моя семья!" . Детский сад 82
Организация работы по ознакомлению детей с искусством оригами в ДОУ . Детский сад 82
Вот курятник во дворе . Детский сад 82

Распечатать Сказка как средство комплексного решения речевых задач в работе с детьми-логопатами . Детский сад 82
Поделится ссылкой Сказка как средство комплексного решения речевых задач в работе с детьми-логопатами . Детский сад 82 с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад
*
Реклама: Все статьи
рекламный блок
 


В продолжении темы:
Обсуждение статьи Сказка как средство комплексного решения речевых задач в работе с детьми-логопатами . Детский сад 82
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

ДетСАД

ид "Первое сентября"

Популярное
Занятия в Детском саду

Copyright © ds82.ru