Детский сад
детсад
Самарская Наталия Геннадьевна
Конспект занятий в детском саду
"Сказки у свечи"
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

Дошкольный возраст – это дети, посещающие ясли и детские сады. Но, так же, как это не печально, дети, живущие в домах ребёнка и в детских домах. С ними занимаются по программам дошкольного воспитания, их готовят к школе, они участвуют в развлечениях и праздниках, но из 25-летнего опыта работы с детьми, я знаю, как важно для таких детей вечернее время. Дети домашние из детского сада идут домой, где их ждут родные, бабушка, дедушка. Весь вечер проходит в общении с ними, можно рассказать о своих впечатлениях, пожаловаться или повиниться в чём-то. Бабушка пожурит, объяснит, почему так делать нельзя, пожалеет и расскажет на ночь сказку.

Нашим детям не хватает не общения, воспитания и кормления, а разговора, и не в группе, а с ним одним. Каждый день, изо дня в день, дети живут коллективно, рядом с ними всегда кто-то бегает, смеётся, плачет, разговаривает и нет места, где можно было бы спрятаться, побыть одному. И все проблемы решает воспитатель и если на бабушку нельзя обижаться, то на воспитателя другая реакция – обидно, и всё тут! А тут - домовёнок Кузя! Он, оказывается, живёт с нами, мы его не видим, а он видит и слышит всё! Кузя сетует, что кто-то ссорился и очень громко кричал, и спать ему, Кузеньке, не давал! И не прав был кто-то, кто не сложил свою одежду, а ему, Кузеньке, хочется что – бы в доме был порядок. И обижать девочек нельзя, потому что они слабенькие, как ромашки в поле, а мальчики – сильные, как ураганы и нельзя “дуть сильно, а то можно ромашку сломать”! И медвежонок плакал всю ночь, ему кто-то лапку повредил и не полечил (не зашил). Весь день проанализирован, дети обещают домовёнку не бросать игрушки, складывать одежду, не ссориться, днём только остаётся напомнить о Кузе и об обещаниях, данных ему, а то он обидится, не придёт, и не расскажет сказку.

Введение нравственных основ поведения не через нотации и выговоры, а через общение со сказкой, словами домовёнка Кузи, воспринимается детьми совсем по-другому.

Выработка положительных и устойчивых эмоций формируется только при благоприятных условиях. Соответствующее отношение к окружающему – взрослым и детям – и нормам поведения, при котором поступки регулируются определёнными мотивами – в данном случае отношениями с домовёнком, обещания, данные ему и осмысление этих отношений и дальнейшие действия ребёнка. Ведь дети старшего дошкольного возраста способны предвосхитить ситуацию, то есть представить последствия своего поступка и избирать форму поведения соответствующую обстоятельствам и правилам нормам морали.

Нравственное воспитание дошкольников – важнейшая и, пожалуй, наиболее сложная задача воспитания. Важнейшая, потому что нравственность – это основа личности, что доказано многими психологами и педагогами (Л.И.Божович, Т.А. Репин, С.Т. Якобсон, А.М. Виноградова, В.Г. Нечаева и др.).

А что может быть нравственнее сказок! И вот домовёнок Кузя приглашает ребят на вечерние посиделки, которые так и называются “ Сказки у свечи”. Горит свечечка, на столе самовар с баранками, звучат слова, завораживающие слух малышей – слова сказочные, добрые. А вот и сама сказка! Каждые посиделки – это кукольный или настольный театр, где оживают герои любимых сказок. Показывают представления дети старшего возраста. Здесь, на посиделках, зачитываются новые сказки, сочиненные детьми детского дома, порой самими авторами.

Связь между занятиями очень важна – идет закрепление – блочное планирование. Проводится анализ содержания сказок с целью познавательной и воспитательной ценности. Задача сказочника и воспитателя сливаются воедино.

А ещё домовёнок учит сочинять сказки! Ребёнок уединяется с Кузей и начинается сотворчество. Беря каждый раз какую-нибудь новую тему и разрабатывая её в рамках сюжета сказки, помогаю ребятам решить их жизненные проблемы.

Метод адекватных эмоций направлен на то, чтобы вызвать у детей чувство настроения, соответствующее состоянию героя в сказке. Используя метод адекватных эмоций можно восстановить связь предстояшего с предшествующим опытом. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, вспомнить такое же настроение, ассоциации с уже имеющимся опытом, дающее возможность восстановить ранее виденное и пережитое.

Метод оживления детских эмоций с помощью образов помогает настроиться на творческий лад.

Метод вхождения в образ – представить себя – будит воображение, вызывает сочувствие, сопереживание, сопричастность. Одно из проявлений творчества при сочинении сказок – умение образно и выразительно передать своё эмоциональное отношение к происходящему.

Я побуждаю детей находить точные, образные слова, выражающие чувства жалости, сопереживания, сочувствия к живому, удовольствия, радости или наоборот – печали и неодобрения.

Главная задача – развить словарный запас детей, помочь перенести полученные представления в адекватную жанру речевую форму, в данном случае – сказку. Оказывается, чтобы сочинить сказку нужно оживить, очеловечить окружающее. Особенно природу, ведь она может поведать много сказок – каждый листочек, ягода, травинка, зверёк. Моя цель – очень тактичная и доброжелательная поддержка художественных усилий детей, независимо от степени таланта.

Сказка – это мечта о прекрасном, о том, что должно быть, что должно сбыться. Пусть наши дети учатся мечтать!

Сказки у свечи №1

Вед: Здравствуйте, мои дорогие, мои хорошие! Проходите, садитесь! Сегодня я вас позвала к себе на посиделки и зажгла для вас свечу. Как у нас хорошо, уютно, тихо. Посмотрите на огонёк свечи, протяните к нему ладошки. Какой он, этот огонёк? Что вы чувствуете? (Ответы детей: от него тепло, светло.) Приятно смотреть на огонёк? Нравится?

Ответы детей: Да, нравится.

(появляется Кузя – домовёнок )

Кузя: И мне, и мне нравится тоже!

Вед: Кто это, ребята?

Кузя: Да это я, Кузя! Вы что, меня не знаете? Я Кузя – домовенок. Ой, беда, беда, огорчение! Что вы такие бестолковенькие? Дом у вас есть, а домового нет. Нельзя без домового дому. Я теперь буду у вас жить. Я уже тут походил ночью везде, посмотрел все. Решил – буду жить в семье у малышей. Там хорошо, уютно, тепло, чистенько, игрушек много, и сказки рассказывают.

Вед: Ну, хорошо, Кузенька, оставайся у нас. И, правда, сказки у нас дети любят, даже сами сочиняют их.

Кузя: Неужто сами? Не может быть!

Вед: Хочешь послушать?

Кузя: Да.

Вед: Ребята, ваши друзья сочинили сказки, и даже нарисовали картинки к ним. Вот они. Одну сказку я вам почитаю.

(Чтение сказки “Друг познается в беде” Окотэтто Руслана, 14 лет.)

Сказка “Друг познаётся в беде”

Играл зайчик солнечным морозным днем в тундре. Весело прыгая на снегу, не заметил ямку, попал в неё и сломал лапку. Лежит зайчик в ямке и плачет. Бежит песец белый мимо, увидел его зайчик, позвал.

- Помоги мне, пожалуйста, принеси палочку. Я лапку сломал, палочку привяжу к лапке.

- А что ты мне за это дашь? – спросил песец.

- Корешок вырою.

- Я не ем корешков, - ответил песец и убежал.

Лежит зайчик в ямке и плачет. Идёт мимо олень. Увидел его зайчик, позвал.

– Олень, помоги мне, принеси мне палочку, я её привяжу к лапке.

Ничего не попросил олень, откопал копытом палочку из-под снега, принёс зайчику. Привязал зайчик палочку к лапке. Спасибо сказал оленю.

Прыгал зайчик по тундре, видит, песец попал в капкан.

– Помоги мне, зайчик, – попросил песец.

– А что ты мне за это дашь? - спросил зайчик.

– Мышку поймаю.

– Я не ем мышей, - ответил зайчик. И хотел уже прыгать дальше, но вспомнил он оленя, и стыдно ему стало.

Вернулся к песцу и помог ему освободиться. Сказал песец зайчику спасибо, и побежали они вместе по зимней тундре.

Вед: О чём эта сказка?

Кузя: Можно я отвечу? О дружбе, о помощи, о добре.

Вед: Правильно, Кузенька. А главные герои кто?

Ответы детей: Заяц, песец, олень.

Вед: Одним словом, животные. Значит, сказки бывают о животных. А еще сказки бывают волшебные и бытовые. Волшебные сказки, где есть сказочные существа: эльфы, феи, волшебники, Баба Яга, Кощей Бессмертный. В них еще есть волшебные предметы. А какие волшебные предметы вы знаете? Ответы детей: Волшебная палочка, молодильные яблоки, цветик-семицветик, живая и мертвая вода и т.д.

Кузя: Я тоже знаю! Можно я скажу?

Вед: Ну, говори, Кузенька.

Кузя: Ступа и метла. Я их у Бабы Яги видел, когда у неё в избушке на курьих ножках жил!

Вед: Правильно, Кузя! Еще сказки бывают бытовые. Это сказки обо всем, что нас окружает. Вот девочки вместе со мной сочинили сказки. Ну, чью почитаем?

Кузя: Ой, все такие красивые, даже не знаешь, чью послушать.

(Чтение сказки Худи Шуры, 9 лет.)

“Сказка о листочке из альбома”.

Жил – был листочек из альбома. Он был совсем ещё чистенький, беленький. И очень он волновался – кому его отдадут и что на нём нарисуют. Он мечтал и думал, что же это будет?! Может это будет лес, собачка или красивые цветы!

Этот листочек дали девочке, и она нарисовала на нём... себя! Такую славную, милую девочку, с круглым личиком, черненькими глазками, с длинными хвостиками и забавной челочкой. Теперь листочек стал рисунком и непростым рисунком, а портретом! Листочек был просто счастлив!

Кузя: Ой, как мне понравилась сказка! Я тоже хочу научиться, сам сочинять. Я знаю несколько сказок, а вот сочинять не умею.

Вед: Не расстраивайся, Кузенька, ты можешь научиться сочинять сказки вместе с ребятами, которые будут смотреть нашу передачу. А начнём учиться мы со следующих посиделок. Хорошо, Кузенька?

Кузя: Конечно, хорошо! Я с радостью! Да и ребята тоже, наверное, хотят научиться сочинять сказки!

(Приходит Баба Яга.)

Баба Яга: Кузенька, где же ты? Кузенька! Дети, вы моего Кузеньку не видели? Убежал от меня, проказник. Как я теперь без него жить буду? Кто мне сказки будет рассказывать? Он такой хорошенький, лохматенький, рыженький, маленький, с веснушками.

(Кузя прячется и просит не выдавать его).

Ответ детей: “Нет, не видели”.

Вед: Ну, Кузенька, нехорошо бабушку обманывать.

Кузя: Ой, беда, беда, нехорошо, нехорошо… Не хочу я у нее жить, быть ягенышем-бабенышем! (Вылезает из-под руки.)

Баба Яга: Вот ты где, мой хороший! Пошли домой, я тебе пирожков испекла, твоих любимых, с капустой.

Кузя: Не пойду. Ты меня сказки заставляешь рассказывать. А здесь мне их рассказывают. И пирожки с капустой тоже, небось, пекут.

Баба Яга: Да разве я виновата, что не знаю сказок? Это вот им, малышам, читают да рассказывают сказки. А мне, Бабе Яге, кто станет читать?

Вед: Ну, не расстраивайся, Баба Яга. Присаживайся с ребятами. Сейчас мы будем еще одну сказку рассказывать, да показывать, посмотришь вместе с Кузей.

А скажите-ка, ребята, где живут сказки?

Ответ детей: В книжках.

Вед: Правильно, сказки живут в книжках. И дома у сказок разные, есть новые, а есть вот такие старенькие, ветхие, как избушки-развалюшки.

Кузя: А в этих домах для сказок домовые живут? Бывают книжные домовые?

Вед: Да нам тебя, Кузенька, хватает! Такого любопытного, смешного, доброго!

Кузя: Ой, какой я хороший-то оказывается! Ну-ка, похвалите-ка меня хорошенько!

Вед: Дети, придумайте Кузеньке ласковые слова!

Дети: Лохматенький, рыженький, веснушчатый, милый, хозяйственный, добрый, веселый, умный.

Кузя: Ой, как приятно-то! Спасибо, мои хорошие! Вот бы ещё портрет мой нарисовали!

Вед: А давай, Кузенька, попросим ребят нарисовать твой портрет! А может кто-то своего домового нарисует, такого, какой дома у ребят живёт. Нарисуете, ребята?

Кузя: Ой, как хорошо-то было бы! Я буду ждать свои портреты и своих товарищей домовят!

Вед: Значит, сказки живут в книжках – это их дом. А знаете, ребята, раз мы о доме заговорили, давайте вспомним сказочные дома. Какие дома бывают в сказках?

Ответы детей:

1. Избушка на курьих ножках.

2. Руковичка.

3. Теремок.

4. Дворец.

5. Русская изба – терем.

6. Палаты.

Конспекты занятий в детском саду:
Обучение математике через обыгрывание сказок . Детский сад 82
Конспект занятия "Имя твое – птица в руке" (подготовительная к школе группа; познавательное развитие) . Детский сад 82
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику . Детский сад 82
Музыкальное занятие "Круглый год у нас хоровод" . Детский сад 82
Занятие по теме "Глаза" . Детский сад 82
Личностно-ориентированная педагогика в работе с дошкольниками . Детский сад 82


Распечатать "Сказки у свечи" . Детский сад 82
Поделится ссылкой "Сказки у свечи" . Детский сад 82 с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад
*
Реклама: Все статьи
рекламный блок
 


В продолжении темы:
Обсуждение статьи "Сказки у свечи" . Детский сад 82
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

ДетСАД

ид "Первое сентября"

Популярное
Занятия в Детском саду

Copyright © ds82.ru