Детский сад
детсад
Габзалилова Гульназ Маликовна
Конспект занятий в детском саду
Советы логопеда. Тренинги по постановке правильного дыхания при чтении текста
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

Мне, логопеду, часто приходится работать по исправлению произношения звуков, слов.

Неправильное произношение их в речи лишает её выразительности. Основные ошибки, которые допускают дети, неправильное дыхание.

Начинающему логопеду необходимо знать хотя бы основные моменты процесса дыхания и образования звуков речи.

Основной орган дыхания - л е г к и е. Кроме того, в процессе дыхания участвуют дыхательные пути, которые соединяют легкие с наружным воздухом, грудная клетка (точнее, межреберные мышцы), грудобрюшная преграда (диафрагма) и косые мышцы живота (брюшной пресс).

Сокращение диафрагмы содействует заполнению воздухом главным образом нижней (наиболее емкой) части легких. Работа межреберных мышц в основном расширяет их среднюю и нижнюю часть. Участие в процессе вдоха мышц живота обеспечивает поступление части взятого при вдохе воздуха в верхнюю часть легких.

В спокойном состоянии естественный, не управляемый нами процесс дыхания состоит из трех ритмически повторяющихся моментов: вдоха, выдоха и паузы (покоя, отдыха мышц).

Поскольку речь и чтение происходят на выдохе, его организация имеет решающее значение в постановке дыхания и голоса речевого и певческого.

Прежде всего, необходимо следить, чтобы во время чтения в легких всегда был некоторый запас воздуха, достаточный для создания струи выдоха, способной вызвать вибрацию голосовых связок. Полный выдох, израсходование всего запаса воздуха вредно отражается на легких. Кроме того, слабая струя выдоха непроизвольно компенсируется опасным для связок излишним их напряжением, а возникающая при этом естественная потребность во вдохе может создавать не предусмотренные читающим перерывы в чтении, нарушающие его плавность.

Не менее вреден и излишек воздуха в легких. Если при вдохе в легкие набрано максимально возможное количество воздуха (очень распространенная ошибка), то удержать его трудно, особенно если мышцы еще недостаточно натренированы. Кроме того, излишек воздуха может привести к такому раздуванию альвеол (легочных пузырьков), которое может вызвать их перерастяжение и потерю эластичности. При излишне полном вдохе воздух стремится сразу же вырваться наружу и, чтобы его удержать, опять-таки непроизвольно включаются голосовые связки, в них возникает излишнее и очень вредное перенапряжение, нередко приводящее к неточному, фальшивому звучанию голоса, к образованию на связках так называемых мозолей (узелков), а иногда и к потере голоса.

Суть постановки дыхания заключается не в умении набирать возможно больший запас воздуха при вдохе, а в умении нормальный, оптимальный запас его расходовать рационально. Это значит, что мышцы, участвующие в дыхании, не должны сразу после вдоха пассивно расслабляться. Их расслабление должно подчиняться нашей воле и по мере надобности происходить постепенно. В результате длительной и регулярной тренировки все эти процессы переходят в автоматические, происходят сами собой, не требуя специального внимания. В начале работы над дыханием управление выдохом должно быть основным объектом внимания занимающегося.Кстати сказать, правильно организованный тренаж заметно увеличивает и объем дыхания (объем легких), но главное – он увеличивает “длину” дыхания – возможность произнесения большого отрезка речи без необходимости пополнения запаса воздуха в легких.

Постановка дыхания – процесс сложный, требующий длительного времени и руководства специалиста.

Основные требования к тренировке дыхания:

  1. При переходе от беззвучного выдоха к выдоху “озвученному” использовать средние, наиболее привычные ноты голоса.
  2. При максимуме внимания к работе органов дыхания не допускать механически – бессмысленного чтения текстов.

Последовательность работы по постановке дыхания:

  1. Упражнения на выработку умения управлять выдохом (тренировка равномерного выдоха).
  2. Упражнения для тренировки мышц, участвующих в дыхании.
  3. Упражнения на удлинение выдоха:

а) выдох на звуке (ф, ш, с, р), счет про себя;
б) выдох на повторении слога (ма, мо, му; да, до, ду);
в) выдох на повторении слова, близкого к использованному в предыдущих упражнениях слогу (мама, дуда и т.п.)
г) выдох на счете вслух;
д) упражнения на произнесение в два приема (с добором воздуха на паузе) двучленных пословиц и поговорок;
е) упражнения на чтение одной, двух, трех и четырех стихотворных строк на одном выдохе;
ж) упражнения на чтение нескольких стихотворных строк разной величины на одном выдохе;
з) упражнения на чтение небольшого (3-4 строки) абзаца прозаического текста на одном выдохе;
и) упражнения на чтение одной, двух, трех и т.д. стихотворных строк с большим количеством слогов (типа гекзаметра) на одном выдохе.

Упражнения 1 и 2 вырабатывают умение управлять работой мышц, участвующих в дыхании, а их дальнейшее укрепление и собственно тренировка достигаются в ходе выполнения системы упражнений 3.

Практические задания к теме “ Дыхание”

Тренинг № 1. Проверив, полностью ли свободно и покойно вы себя чувствуете, сделайте активный, плотный выдох на п – ф – ф – ф … Следите за равномерностью и управляемостью выдоха: не выпускайте воздух, не давайте ему выходить, а пропускайте, процеживайте его через активные, упругие губы. Стремитесь к тому. Чтобы сила выдоха была постоянной, для чего важно не выдохнуть большую часть запаса воздуха из легких в самом начале, т.е. не дать мышцам сразу же расслабиться.

Не тратьте на выдох весь запас воздуха, не выдувайте его через силу. Как только почувствуете, что для продолжения выдоха нужно прилагать дополнительные усилия, прекращайте его.

Не торопитесь сделать новый вдох, подождите, пока захочется вдохнуть. Вдохнув (только через нос!), на секунду задержите дыхание, замрите в этом положении, затем снова упруго, плотно выдохните на п – ф –ф –ф …

Тренинг № 2. Выдохните на п – ф – ф. Сделайте вдох на счет от одного до пяти таким образом, чтобы на счет 1 – 3 набрать воздух с помощью диафрагмы, на счет 4 добрать воздух с помощью расширения ребер, а на счет 5 подтянуть косые мышцы живота (принять положение “ смирно” - подтянуть живот).

После секундной фиксирующей задержки – выдох на п – ф .

Не стремитесь вдохнуть много воздуха, следите за тем, чтобы вдох был равномерным, плавным, без толчков. Толчкообразно происходит только сокращение косых мышц живота (на счет 5), но в это время вдох уже закончен. Толчок этот нужен лишь для того, чтобы воздух попал в верхушки легких и проветривал их.

Схема упражнения:

а) выдох на п – ф; б) пауза; в) вдох на счете – 1,2,3 – диафрагма, 4 – межреберные мышцы, 5 – косые мышцы живота; г) задержка; д) выдох на п – ф.

Если вам не подчиняется диафрагма, надо потренировать ее отдельно. Спокойно лежа на спине, положите одну руку на границу между грудной клеткой и брюшной полостью и свободно подышите в этом положении. С помощью руки вы ощутите некоторый подъем, выпячивание живота при вдохе, вызываемое сокращением диафрагмы. Постарайтесь запомнить это ощущение для включения диафрагмы в работу и в положении сидя или стоя.

При неподчинении или слабой работе межреберных мышц их тоже следует потренировать отдельно. Для этого (в положении стоя) прижмите руки к нижним ребрам ладонями вперед, большими пальцами назад (руки в боки). Почувствуйте ладонями расширение грудной клетки при вдохе и, запомнив это ощущение, используйте его в упражнении для включения в работу межреберных мышц.

Во всех этих упражнениях, а также и в обычном, повседневном дыхании стремитесь к тому, чтобы выдох был примерно вдвое длительнее вдоха.

Тренинг № 3. После того как на предыдущих упражнениях добьетесь подчинения вашей воле мышц, участвующих в дыхании, упражнение из № 2 можно варьировать по той же схеме следующим образом:

а) выдох на п – ф;
б) пауза;
в) вдох на счете – 1,2,3 – диафрагма, 4 – межреберные мышцы, 5 – косые мышцы живота;
г) задержка на счете – 6 , 7. д) выдох на звуке ф, или с, или ш, или р, или м.

Варьировать вдох и задержку нет необходимости. Если иметь в виду конечную цель всех этих упражнений - процесс речи, - то надо вспомнить, что во время речи вдох обычно минимален по длительности, а задержка вообще мгновенна. Поэтому данное упражнение во всех его вариантах нужно нам лишь для овладения мышцами, для выработки навыка подчинять их работу нашей воле.

Тренинг № 4. Добившись активной и продуктивной работы мышц, можно перейти к освоению вдоха, достаточно глубокого, но короткого.

Глубина вдоха является непроизвольным следствием полноценного выдоха. Для того чтобы вдох сделать коротким, необходимо все мышцы, которые мы тренировали до сих пор раздельно, приучить работать одновременно.

Поэтому схема последующих упражнений будет выглядеть так:

а) выдох на п – ф;
б) пауза; в) вдох (короткий, на счет “раз”);
г) задержка (тоже короткая, на счет “ два”);
д) выдох на произнесении слогов ма, мо, му; да, до, ду и т. п.

Для самопроверки надо положить одну руку на диафрагму, а другую на нижние ребра и следить за тем, чтобы все мышцы активно работали. Поскольку сокращение косых мышц живота “перекрывает” внешне заметные последствия работы диафрагмы, то при вдохе с помощью руки, лежащей на диафрагме, вместо выпячивания ощущается лишь толчок и некоторое втягивание живота как следствие сокращения мышц брюшного пресса.

Последующие варианты данного упражнения – выдох на повторении слов мама, дуда, дома, мода и т. п. После этого можно перейти к выдоху на счете вслух.

Считать нужно достаточно громко, отчетливо произнося звуки и следя за тем, чтобы в короткие паузы между произнесением слов счета не происходило ни выдохов, ни вдохов.

Тренинг № 5. Чтение пословиц и поговорок с расчленением их на две части.

После выхода на п-ф и паузы сделайте короткий вдох и прочитайте первую часть пословицы или поговорки; после этого снова короткий вдох и чтение второй части. Если в легких остался значительный запас воздуха, сделайте вывод на п-ф и после паузы, вдоха и задержки на “раз” прочитайте пословицу в одном выдохе целиком. Если после чтения второй части пословицы потребности в выдохе не ощущается, сразу делай короткий вдох и после задержки читайте пословицу целиком.

Где цветок, там и медок.
Кончил дело – гуляй смело.
Ум хорошо, а два лучше.
Повторенье – мать ученья.
Жить – Родине служить.

Конспекты занятий в детском саду:
"Социально-личностное развитие детей старшего возраста в процессе реализации программы «Сообщество»" . Детский сад 82
Семинар-практикум "Социальное развитие детей дошкольного возраста" . Детский сад 82
Как развивать познавательную активность детей дошкольного возраста . Детский сад 82
Организация дежурства в детском саду для детей с нарушением зрения . Детский сад 82
Методические технологии формирования здорового и безопасного образа жизни ребенка . Детский сад 82
Использование медиатехнологий на занятиях по развитию речи детей старшего дошкольного возраста . Детский сад 82

Распечатать Советы логопеда. Тренинги по постановке правильного дыхания при чтении текста . Детский сад 82
Поделится ссылкой Советы логопеда. Тренинги по постановке правильного дыхания при чтении текста . Детский сад 82 с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад
*
Реклама: Все статьи
рекламный блок
 


В продолжении темы:
Обсуждение статьи Советы логопеда. Тренинги по постановке правильного дыхания при чтении текста . Детский сад 82
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

ДетСАД

ид "Первое сентября"

Популярное
Занятия в Детском саду

Copyright © ds82.ru