Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Совместная деятельность воспитателя и учителя-логопеда "Влияние устного народного творчества на развитие речи будущих первоклассников",детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детског
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Миронова Татьяна Борисовна
    Конспект занятий в детском саду
    Совместная деятельность воспитателя и учителя-логопеда "Влияние устного народного творчества на развитие речи будущих первоклассников"
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    «Не условным звукам только учится ребёнок,
    изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь
    и силу из родимой груди родного слова»
    К.Д.Ушинский

    Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах школы, у детей возникают трудности, особенно в овладении русского языка. Это связано с недостаточным уровнем развития речи. Многие дети с трудом строят фразу, не умеют грамматически правильно оформить предложения, у них бедный словарный запас. Именно такие проблемы свойственны детям логопедических групп. И приняв, в сентябре детей в подготовительную группу убедилась, в этом. Передо мной встал вопрос: как в течение одного года постараться восполнить эти пробелы.

    После нескольких бесед с детьми и их родителями пришла к выводу, что нам поможет устное народное творчество, так как оно – важнейший источник и средство развития всех сторон речи детей, уникальное средство воспитания.

    Народное творчество помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. И так как на группе работает логопед, предложила ей участие в работе по данной теме. Наметили цель и задачи нашей работы, а так же пути реализации наших задач. (Приложение)

    Цель:

    Научить детей использовать в речи выразительные средства языка, средства образности.

    Задачи:

    Образовательная – поиск путей формирования образной речи дошкольников на основе использования различных жанров русского народного творчества.

    Развивающая – развивать наблюдательность; довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры; формировать душевные качества.

    Воспитательная – воспитывать любовь к родному языку; доброе отношение к братьям нашим меньшим; чувство прекрасного; расширить представление о добре, правде, красоте.

    Свою работу начали с диагностики детей. Проанализировав ее, получили следующие результаты: 51% детей – получили высокий уровень, 37% - средний уровень, 12% - низкий уровень. (Приложение) Провели анкетирование родителей и после него сделали вывод – проблема выбрана, верно.

    С самых ранних лет жизнь ребёнка связана со сказкой. Она является средством приобщения ребёнка к миру человеческих судеб, к истории; это «золотой ключик» к изменению окружающего, его творчеству.

    Живой и выразительный язык сказки изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Ни в каких других произведениях вы не найдёте такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся маленькими слушателями.

    Ребёнок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них.

    Например, на занятиях по развитию речи сказки применяем для составления достаточно длинного распространенного предложения. Это делалось с помощью игры «От каждого по словечку».

    Я говорю: колобок

    1ребенок: колобок катится

    2ребенок: колобок катится по дорожке

    3ребенок: колобок катится по лесной дорожке

    Также с детьми придумывали красивые прилагательные для характеристики героев сказок.

    Например, работая со сказкой «Заюшкина избушка» детям было предложено. рассказать – каким был зайчишка. Дети называли зайчишку – маленьким, пушистым, хорошеньким, сереньким, добрым, веселым, грустным, трусливым. Без сказки, они вряд ли бы смогли подобрать столько определений.

    Проводя игру «Действия героя», пополняли словарный запас глаголами: заяц скачет, прыгает; волк – бежит, мчится, рыщет и т.д..

    Сказки помогают развитию творческих способностей детей, связной речи. Предлагали придумать концовку сказки с хорошим концом: «Чтобы лиса не съела Колобка», или «Закончи сказку по-другому».

    В начале года такие задания дети выполняли с трудом, окончания сказок получались краткие, часто повторяли друг за другом. Предлагали нарисовать или слепить счастливого Колобка, и ответить «почему он у тебя такой счастливый?».

    Дети постепенно стали придумывать более интересные, разнообразные окончания сказок, со счастливым концом.

    Очень часто, не только на занятиях, но и в свободной деятельности используем упражнения:

    - «Кто больше назовет зачинов?»

    - «Кто больше назовет концовок сказок?»

    - «Изобрази сказочного героя»

    - «Скажи голосом сказочного героя»

    Предлагаем составить словесную картинку к эпизоду, который больше всего понравился, рассмешил. Добиваемся, чтобы в рассказах детей отмечались детали:

    - А какого цвета были глаза у Машеньки?

    - Как одета твоя Аленушка?

    Сказки помогают упражнять в правильном звукопроизношении: детям давали задания:

    - Придумайте имена сказочным героям.

    - В имени зайки должен быть звук [Ш]

    - В имени лисы – звук [З]

    - У зайки были игрушки в названии, которых есть звук [С]

    - У мишки – со звуком [М]

    Также на сказочном материале упражняли детей в определении места звука в слове. Взяв из сказки предложение, просим назвать все слова со звуком [Ч]:

    - Сидит зайка на пенечке и плачет.

    По истечении небольшого времени виден результат: дети могут сказать, почему это произведение называется сказкой? Чем сказка отличается от рассказа? В свободной деятельности дети часто используют сказочный материал: настольные пальчиковые игры, маски, самостоятельно обыгрывают сказки, показывают детям соседней группы. Одна из любимых настольных игр «Лисичка – сестричка» (18 игр про хитрую лисичку). В речи детей нередко можно услышать сравнения со сказочными героями: «ты такая хитрая, как лиса», боишься – «как зайчишка – трусишка», произносят такие фразы, изменяя интонацию.

    В работе по обогащению и развитию речи также используем пословицы и поговорки, они занимают значительное место в сокровищнице устного народного творчества. Еще М.Горький писал: «В пословицах и поговорках особенно четко проступает прелесть простонародной речи, краткость, которая создается двумя, тремя словами»

    С их помощью дети учатся четкому, звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.

    При первом знакомстве поняли, что детям уже знакомы многие пословицы и поговорки; дали понятие, что такое пословицы и поговорки; бывают на разные темы: хлеб, дружба. На закрепление и лучшее усвоение с детьми проводим игры: «Я начну, а ты закончи», «Соедини начало и конец», «Нарисуй картинку к пословице, поговорке».

    Во время сборов на прогулку можно услышать от детей: «Ты чего так медленно одеваешься, мы тебя не будем ждать», «Семеро, одного не ждут». В разговорной речи дети используют часто такие пословицы и поговорки: «Сделал дело, гуляй смело», «Больше рук, легче труд», «Когда я ем, я глух и нем», «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Ученье свет, не ученье тьма».

    И первым итогом проделанной работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством, было открытое городское мероприятие Единый Методический День для воспитателей логопедических групп и учителей-логопедов КВН «Путешествие в страну красивой речи».

    При подготовке к нему также провели работу по использованию народных песенок, потешек, которые представляют прекрасный речевой материал. Они помогают формированию грамматического строя речи. Используя потешки – обучали детей образовывать однокоренные слова: зайка – заинька; серый – серенький (заинька – зайка, длинные ушки).

    При планировании занятий учитывали уровень усвоения детьми жанров русского народного творчества: дети называли сказки по опорным картинкам, называли кто больше – окончаний сказок; произносили в быстром темпе скороговорки; соединяли начало и конец пословиц. И все эти задания чередовали элементами логоритмики, которые также носили фольклорный характер:

    -Динамическое упражнение «Колобок»

    -Пальчиковая гимнастика «Репка»

    -Пение русских народных попевок, русской народной песни «Будет горка во дворе».

    Такая смена деятельности поддерживала интерес на протяжении всего КВНа. А мы педагоги, от своих коллег воспитателей и учителей-логопедов получили положительные отклики и хорошую оценку нашей работе.

    В последние годы возрос интерес к фразеологизмам, так как они являются одной из самых увлекательных сфер языка. Использование фразеологизмов в работе по расширению лексического запаса детей старшего дошкольного возраста способствует:

    -формированию интереса к родному языку;

    -развитию понимания значения слов;

    -активизации детской лексики.

    Работа по использованию фразеологической лексики осуществлялась нами поэтапно (использовали педагогический опыт И.Макеевой):

    1. Знакомили детей с фразеологическим оборотом – толкование (что это обозначает: «Рукой подать» - близко; «За семью замками» - большой секрет; «За нос водить» - обманывать).
    2. Использование наглядного материала: картинка, задание к ней: к кому или к чему может относиться данное высказывание.
    3. Активизация в речи: предлагаем вспомнить ситуацию из жизни или какого-то человека к которому подходит фразеологический оборот, - вхождение в жизненный опыт ребёнка:
    4. – К какому герою сказки подходит данное выражение «Кожа да кости» (худой) – дети без труда называют Кощея; «Душа в пятки ушла» (испугался) – у зайца; «У кого душа нараспашку» (прямодушный, прямолинейный) – у Колобка.

    Также детям предлагали нарисовать картинку к фразеологизмам; подобрать картинку со сказочным героем; выделить фразеологизм, из прочитанного произведения, с помощью вопросов.

    Народные оздоровительные досуги в жизни нашей группы играют не последнюю роль. В них входят общеукрепляющие упражнения, гимнастика для глаз, народные подвижные игры, упражнения на развитие дыхания. На них наши ребята показывают знания народных песен, прибауток, пословиц, сказок. Провели такие праздники:

    «Рождество. Святки»

    «Масленица. Вторник-заигрыш»

    «Вербное воскресенье. Вербный базар»

    Такие народные праздники помогают возрождать и преобразовывать богатейший опыт русских традиций и оздоравливать будущих первоклассников.

    Нами за прошедший период были проведены такие занятия по ознакомлению с устным народным творчеством:

    «В стране русских народных сказок»

    «Теремок на новый лад»

    «В гостях у русской сказки»

    «Дружба и труд – все перетрут»

    «Путешествие в страну красивой речи»

    «Вечерние посиделки»

    «Масленица загорела, всему миру надоела»

    И, конечно же, вся работа по ознакомлению с малыми фольклорными формами проходила в тесном контакте с нашими родителями. С ними проводили анкетирование, викторины, конкурсы рисунков и поделок к сказкам, консультации:

    «Малые фольклорные формы как одно из условий хорошей речи»

    «Фольклор – ведущий компонент детской культуры»

    «Условия формирования правильного звукопроизношения», после прочтения, которых обсуждался материал, проходил обмен мнениями. Родители принимали активное участие в подготовке материала и оборудования к праздникам, занятиям (вязали пальчиковый театр, рисовали маски, иллюстрации к пословицам, фразеологизмам и т.д.).

    Более подробно с работой можно ознакомиться в приложении: папка «Работа с родителями по ознакомлению с народным творчеством».

    Проведя эту работу, мы убедились, что устное народное творчество позволяет устранить проблемы в развитии грамматического строя речи, обогатить словарь детей, развить интерес к слову, к речи, расширить знания, кругозор.

    Что, несомненно, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.

    Развитие речи ребенка тесно связано с его психическим развитием. Обычно по тому, как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом: готов ли он к обучению в школе.



    Конспекты занятий в детском саду:
    Образовательная модель адаптационной группы кратковременного пребывания детей в возрасте от 8 месяцев до 3 лет . Детский сад 82
    Занятие в подготовительной группе "Трудятся в Муравленко люди" . Детский сад 82
    "Оденем куклу после сна" . Детский сад 82
    Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей (методические рекомендации для педагогов и родителей) . Детский сад 82
    Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста . Детский сад 82
    Работа с дошкольниками. Занятие-путешествие на тему "Полет в космос" . Детский сад 82


    Распечатать Совместная деятельность воспитателя и учителя-логопеда "Влияние устного народного творчества на развитие речи будущих первоклассников" . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Совместная деятельность воспитателя и учителя-логопеда "Влияние устного народного творчества на развитие речи будущих первоклассников" . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Совместная деятельность воспитателя и учителя-логопеда "Влияние устного народного творчества на развитие речи будущих первоклассников" . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru