Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Духовно-нравственное воспитание детей (из опыта работы МОУ "Детский дом № 6 города Прокопьевска"),детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Люберцы
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Грицай Лариса Сергеевна
    Конспект занятий в детском саду
    Духовно-нравственное воспитание детей (из опыта работы МОУ "Детский дом № 6 города Прокопьевска")
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    Историю России можно сравнить с величавым, широко разветвленным деревом. крона которого имеет тысячи ветвей, несметную листву и мощные, уходящие в глубину корни. Памятники русской национальной культуры стали достоянием мировой культуры, и мы по праву можем ими гордиться.

    Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами. Много великих полководцев прославили Россию. Издавна славна наша страна и своими умельцами, которые своим нелегким трудом создавали шедевры зодчества, уникальные образцы материальной культуры (одежды, мебели, посуды, орудий труда).

    Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, мы понимаем, как важно воспитать у наших детей патриотические чувства на конкретных героических примерах, исторических событиях, уважительное отношение к труду, бережное отношение к его результатам на основе вещественных источников исторических знаний.

    Поэтому, одним из важных направлений воспитания детей в условиях детского дома является развитие духовно-нравственных и патриотических качеств через приобщение детей к историко-культурному наследию русского народа. Педагоги нашего детского дома на доступном уровне знакомят детей с наиболее важными событиями истории Руси, ее героями, основами православной культуры, традициями и бытом, что способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитанию любви к Отечеству и уважения к предкам.

    Тема: В русской горнице.

    Цели:

    • знакомство детей с устройством русской избы;
    • воспитание интереса к особенностям русского характера, к русским традициям;
    • расширение словаря по изучаемой теме;
    • коррекция произвольного внимания на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.

    Ход занятия

    Организационный момент.

    Игра “Самый внимательный”.

    Дефектолог демонстрирует с изображением современной кухни. Дети должны запомнить как можно больше деталей, изображенных на картинке. Затем картинку закрывают, а детей просят назвать те детали, которые они запомнили.

    Введение в тему.

    1) Вводная беседа.

    - В каких домах живут люди в современном городе? (Кирпичные, панельные, многоэтажные… В квартирах, где несколько комнат: гостиная, спальня, кухня, ванная; большие окна…)

    - Какая мебель стоит в комнатах? (Ответы детей.)

    - Какой посудой сейчас пользуются? (Кухонной, столовой, чайной…)

    2) Сообщение темы и целей занятия.

    - На прошлом занятии мы с вами познакомились с тем, как на Руси рубили избу. Сегодня я хочу поговорить с вами о том, как она устроена. А для этого приглашаю вас в горницу к тетушке Матрене. Горницей называют комнату в избе. Постарайтесь запомнить это слово. (2-3 ребенка повторяют.)

    Основная часть.

    Дефектолог надевает на голову кокошник, накидывает на плечи платок и обращает внимание детей на макет горницы (можно иллюстрацию).

    - Дети, давайте представим себе, что мы пришли в гости к тетушке Матрене. Она увидела нас, обрадовалась и встречает такими словами:

    - Здравствуйте, гости дорогие, детушки милые! Милости прошу! В избу заходите, садитесь. (Дети рассаживаются.) Ну вот, так славно все и разместились! Дети, вы заметили, каким словом я вас встретила? И вы мне тоже “здравствуйте” сказали. Каждый день люди говорят друг другу это слово. Где, когда и кому вы его говорите? (При встрече с гостями, с воспитателями, в больнице и т.п.)

    - Что же это за слово такое, что оно означает, как вы думаете? (Предположения детей). Здравствуйте от слова здравие – здоровье. То есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть. Поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому с кем здороваешься. Давайте попробуем.

    - А еще я вам сказала: “Милости прошу!” Что эти слова обозначают, как вы их понимаете? (Предположения детей). Милость – от слова милый. Милый человек какой? добрый, ласковый, внимательный, заботливый. Вот об этом и просит хозяйка: будьте добрыми, ласковыми, заботливыми по отношению друг к другу, бережными ко всему, что вас окружает.

    - Ну, а теперь давайте поближе познакомимся с горницей.

    Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: “Печь – всему голова”. Голова – значит, самая главная. Давайте подумаем: почему печь в избе самая главная?

    Где же в горнице пищу готовить? Конечно в печи! Когда на улице зима, мороз, а у нас в детском доме тепло. Что нас греет? (Ответы детей.) А в старину батарей не было. Что тогда грело? Что нужно, чтобы печь грела? (Дрова.) Да, печь и накормит и обогреет.

    А случалось и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут домой мокрые, замерзшие. Где сушить одежду и валенки? Оказывается, печь и сушит. И не только одежду. Что можно сушить еще на печи? (Грибы, ягоды, травы.)

    А еще печь лечит! Если дети пришли с прогулки промокшие. Что с ними может случиться? (Простудятся и т.п.) уложат простуженного на печку, она его прогреет и простуда пройдет. Вот почему говорят: “Печь – всему голова”. Она и кормит, и греет, и сушит, и лечит.

    - Дети, печь делит горницу на две основные части: на левую и правую. С левой стороны, за печкой находилось рабочее место хозяйки. Здесь женщины делали домашние дела. Какие? (Готовили пищу, мыли посуду, стирали и т. п.) Женщину в старину называли..? (Баба.) Вот поэтому место за печкой называлось бабий кут. Кут – означает угол: бабий угол, или бабий кут.

    Давайте посмотрим, что в нем находится. (Посуда, кочерга, ухват, рукомойник…) Да, здесь есть все, что нужно хозяйке.

    А в другой стороне горницы – правой – висит икона, стоит стол обеденный и лавки. Здесь на этой стороне, поэтому угол самый светлый. На окне – занавески, на полу – половики. Половики хозяйки ткали сами и стелили их на пол вместо ковров.

    Правая половина горницы бала самой нарядной и красивой, и называли эту часть горницы – красный угол. Красный – значит красивый. Здесь встречали гостей, угощали их, потчевали и все самые важные семейные вопросы решали.

    А еще стоят в горнице сундуки. Они служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. А где же люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках.) А в некоторых избах делали полати – это такие полки. На них и спали.

    Физминутка.

    Тетушка Матрена предлагает гостям повеселиться: поплясать под музыку.

    Звучит запись русской народной мелодии “Ах вы сени, мои сени”.

    Обратная связь.

    1) Игра “Скажи по-другому”.

    Детям называют слова, а они должны повторить эти же слова, которые использовались в речи нашими предками.

    дом - …(изба)

    комната - …(горница)

    угол - …(кут)

    шторы - …(занавески)

    шкаф - …(сундук)

    ковер - …(половик)

    кровать - …(полати)

    кормить - …(потчевать)

    женщина - …(баба)

    2) Заключительная беседа.

    - Почему в старину говорили: “Печь – всему голова”? (Голова – значит, самая главная. Она и кормит, и греет, и сушит, и лечит.)

    - На какие две части делила горницу печь? (На левую – “бабий кут” и правую – “красный угол”.)

    - Почему “красный угол” называли красным? (От слова “красивый”…)

    - Что означает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья.)

    Итог занятия.

    - Вот в каких домах жили наши предки.

    Тема: “Без труда – не вынешь и рыбку из пруда”.

    Цели:

    • знакомство детей с традиционной русской пищей и предметами старинной посуды;
    • формирование представлений о том, что еда – это результат нелегкого труда многих людей;
    • воспитание уважения к труду крестьянина, домашней хозяйки;
    • расширение словаря по изучаемой теме;
    • коррекция произвольного внимания на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;
    • развитие логического мышления на основе объяснения пословиц и поговорок.

    Ход занятия

    Организационный момент.

    Игра “Что изменилось?”.

    Дефектолог демонстрирует ряд картинок (4-6) с изображением продуктов питания (хлеб, колбаса, сыр, помидор, печенье, яблоко) и просит запомнить, как они стоят. Время запоминания 10-15 секунд. Затем педагог предлагает детям закрыть глаза, меняет картинки местами или убирает одну, и спрашивает: “Что изменилось?”

    - Как можно назвать предметы, изображенные на картинках, одним словом? (Продукты питания.)

    Введение в тему.

    1) Вводная беседа.

    - Ребята, а где мы берем продукты питания? (Покупаем в магазине.)

    - А в магазины их откуда привозят? (Выращивают на полях, птицефермах, животноводческих фермах.)

    Вывод: прежде чем пища попадает нам на стол – много приходится потрудиться. Много сил, здоровья, времени тратят они на это.

    2) Сообщение темы и целей занятия.

    - Сегодня мы с вами поговорим о том, какую пищу готовили хозяйки на Руси и где они брали продукты для приготовления еды.

    Основная часть.

    - Так что же хозяйки готовили в те времена, какую пищу? Ответ на этот вопрос мы можем найти в русских сказках. Послушайте отрывки из нескольких сказок, назовите их, а затем мы назовем продукты из этих произведений.

    “Увидел Емеля в проруби щуку, изловчился и ухватил щуку в руку.

    - Вот уха будет сладка!” ( “По щучьему веленью”.)

    “Наварила каши, размазала по тарелке, потчует журавля…” (“Лиса и журавль”.)

    “Поешь моего простого киселька с молочком!

    - У моего батюшки и сливочки не едятся…” (“Гуси лебеди”.)

    “Я, Колобок, Колобок на сметане мешен да в масле пряжен…” (“Колобок”.)

    “Дедка за репку, бабка за дедку…” (“Репка”.)

    - Молодцы! Хорошо знаете сказки. Какие же продукты упоминаются в этих отрывках? (Дети перечисляют.)

    - Что такое уха? (Рыбный суп.)

    - Что такое колобок? (Выслушиваются ответы детей.)

    - Колобки – небольшие круглые хлебцы или толстые лепешки. Их обычно пекли из остатков муки от пирогов, хлебов. Поэтому бабка и мела “по сусекам”, чтобы намести остатки муки.

    - В простых домах главной пищей были щи и каша. Так и говорили: “щи да каша – пища наша”. По праздникам баловались блинами, пирогами, киселями. В богатых домах была пища поразнообразнее, пожирнее. Но везде главным на столе был хлеб. Недаром народ сложил поговорки: “Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска, так и стол – доска”. А престол – это царское место.

    - А пили на Руси мед жидкий да квас. Такого вкусного кваса нигде не было. На весь белый свет славился наш русский квас.

    - А где же хозяйка готовила? В чем? Какой посудой пользовалась? Давайте посмотрим! (Дети рассматривают предметы старинной посуды: горшки, кувшины, миски деревянные, глиняные, ковши большие и малые и др.)

    - Пищу варили в горшках, в них же и подавали ее на стол. Для кваса, молока и масла использовали кувшины и кружки. Ели деревянными ложками. Тарелками пользовались редко, а вилки и ножи появились значительно позже.

    - Дети, как выдумаете, из чего готовили пищу? Где брали эти продукты? Ну, например, какие вы знаете каши? (Дети перечисляют.) А где крупу брали? (Сами в поле выращивали.) Да, много чего выращивали русские люди сами. И рожь, и пшеницу, и овес, и гречиху, и горох. Работа в поле была тяжелой.

    - Ребята, а чтобы щи сварить, что нужно? (Дети перечисляют.) Где же овощи-то брали? Да, тоже сами выращивали.

    - А в праздник кисель варили ягодный. Где же ягоды брали? В лесу конечно. В садах тогда ягоды не выращивали. Надобности не было. Их в лесу корзинами собирали. Свежие ели, кисели варили, на зиму сушили. А какие лесные ягоды вы знаете? (Ответы детей.)

    - Деток малых чем кормят? А где же молоко брали? За коровами и козами ухаживать надо. Это тоже труд нелегкий. И яйца ели. А где же их брали? Да, держали домашних птиц. За ними тоже нужен уход: покормить, курятник им теплый построить, чтоб зимой не замерзли.

    - Вот как еда доставалась – каждодневным тяжелым трудом. Не случайно русские люди поговорку придумали: “Как потопаешь, так и полопаешь”. (Детям предлагается объяснить смысл этой поговорки.)

    - А попробуйте-ка догадаться, что еще необходимо для приготовления пищи? (Предположения, рассуждения детей. Вывод о необходимости воды.)

    - Где же воду брали? Водопровода, кранов в избе не было. И носили воду женщины ведрами. А чтобы нести было удобнее, был у них помощник – коромысло. (Показ коромысла.)

    - Вот, оказывается, какое непростое дело – пищу готовить. Много надо было потрудиться, чтобы семью прокормить.

    Физминутка.

    Подвижная игра “Кто больше принесет водицы”.

    Дети делятся на две команды.

    С одной стороны комнаты ставятся миски с водой. А на противоположной стороне стоят пустые стаканы. Пока звучит музыка, дети должны перенести воду из миски в деревянных ложках и наполнить ими стаканы. Затем музыка останавливается, и сравниваются стаканы по наполняемости водицей. (Звучит русская народная мелодия.)

    Обратная связь.

    Игра “Выбери нужные картинки”.

    Детям раздаются карточки с изображением предметов посуды и продуктов питания: старинные и современные.

    1. Что стояло (лежало) на столах в старину? (Миска, стеклянный бокал, вилка, нож, салфетки, ложка, кувшин, тарелка, горшок.)

    2. Что ели в древности? (Пироги, виноград, конфеты, огурец, репа, лапша, хлеб, кофе, капуста, молоко.)

    Заключение.

    - Ребята, а вы любите трудиться? А какие пословицы и поговорки о труде вы знаете? (Детям предлагается объяснить, как они понимают ту или иную пословицу, поговорку.)

    - Во все времена ценили людей трудолюбивых и умелых, недаром говорили на Руси: “Человек трудом красен”. А вот лентяев, не любили в народе, смеялись над ними: “Спишь-спишь, и отдохнуть некогда”, “Люди – жать, а мы на солнышке лежать”.

    Обыгрывание мини-ситуации.

    Не колода лодырь, не пень, а лежит целый день.

    Не жнет и не косит, а обедать просит.

    - Тит, иди молотить!

    - Живот болит.

    - Тит, иди кашу есть!

    - А где моя большая ложка?

    - Хочешь есть калачи – не сиди на печи!

    Итог занятия.

    - Мы сегодня много о том, что еда – это результат нелегкого труда многих людей. Как в старину, так и сейчас люди тратят много сил, здоровья и времени на это. Мы должны быть благодарны им и бережно относиться к продуктам, не выбрасывать остатки, доедать до конца все, что на тарелках.



    Конспекты занятий в детском саду:
    Парциальная программа по ознакомлению дошкольников с историко-культурным наследием родного края "Родные просторы" . Детский сад 82
    Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста . Детский сад 82
    Итоговое комплексное занятие в первой младшей группе "Мишка в гостях у ребят" . Детский сад 82
    Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста на основе элементарного музицирования . Детский сад 82
    Творческий поиск и новые подходы в проведении занятий по ритмопластике с детьми дошкольного возраста . Детский сад 82
    Обучение ориентировке в пространстве в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с нарушением зрения . Детский сад 82


    Распечатать Духовно-нравственное воспитание детей (из опыта работы МОУ "Детский дом № 6 города Прокопьевска") . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Духовно-нравственное воспитание детей (из опыта работы МОУ "Детский дом № 6 города Прокопьевска") . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Духовно-нравственное воспитание детей (из опыта работы МОУ "Детский дом № 6 города Прокопьевска") . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru