Детский сад
детсад
Якжина Евгения Дмитриевна
Конспект занятий в детском саду
Современные подходы к организации занятий по логоритмике
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

По мере возрастания физиологических и психических возможностей развивается речь детей. В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не всегда может управлять своим голосовым аппаратом, менять громкость, высоту голоса, темп. Но при этом он неплохо перенимает интонацию и правильно передает ее, подражая взрослым. В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Вслушиваясь в речь взрослого, ребенок пытается установить сходство в звучании слов и нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: Маша - каша, Миша - Гриша. Такое стремление закономерно, оно развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.

Достаточно развитый слух ребенка дает ему возможность различать повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа (конечно, если это дается в сравнении), улавливать различные средства выразительности.

Начинать работу по формированию речи детей необходимо с раннего возраста. А поскольку логоритмические занятия способствуют развитию речи детей, целесообразно начать проводить эти занятия с младшего дошкольного возраста. Эффективность этих занятий показывает распространение передового опыта музыкальных руководителей и логопедов г. Москвы и г. Санкт-Петербурга (Н.В. Нищева, А.И. Буренина, Г.Ф. Шашкина, Т.И. Суворова).

В младшем дошкольном возрасте речь детей ограничена. На логоритмических занятиях в начальном периоде я ввожу все неречевые средства, такие как упражнения на различные виды ходьбы и бега, упражнения для развития дыхания, упражнения для развития мышечного тонуса, упражнения для развития произвольного внимания, двигательной памяти, мелкой и мимической моторики.

Выполнение упражнений чередую слушанием музыки. Затем постепенно на занятиях ввожу и речевые средства с малой нагрузкой, такие как упражнения и игры с пением, упражнения для развития дыхания с речевым сопровождением, упражнения для развития дикции и артикуляции, упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением. По мере развития речи детей начинаю вводить упражнения для развития голоса, пение, небольшие инсценировки, музыкально-двигательные игры, танцы и игру на детских музыкальных инструментах.

Для себя я определила следующие задачи:

  • Использовать на музыкальных занятиях средства логоритмики (пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах);
  • Систематизировать работу по использованию средств логоритмики на музыкальных занятиях поэтапно и дифференцированно;
  • Вводить упражнения на развитие мимики и мелкой моторики;
  • Включать в занятия игры с именами, голосовые и координационно-речевые игры.

Исходя из рекомендаций логопеда, "Программы М.А. Васильевой", "Логоритмики" Г.А. Волковой, я условно разделила свою работу на несколько разделов .

На начальном этапе больше внимания уделяю упражнениям без пения (маршировка, ходьба, ориентирование). Дети учатся ходить по одному и в парах, ориентироваться в пространстве.

Пример: игра "Найди себе пару".

О взаимосвязи эмоционального состояния и мышечного тонуса указывал И.М. Сеченов. В связи с этим использование логопедической ритмики в работе с детьми обеспечивает снятие эмоциональных зажимов.

С самого начала занятий упражнения без пения дают установку на разнообразный темп движения и речи, поэтому направляю внимание детей на руководящую роль музыки. Ходьбу включаю в каждое занятие. Она является естественным видом движения и вместе с тем достаточно сложным по координации. У детей в младшем дошкольном возрасте отмечается иногда отставание в координации движений во время ходьбы. Они широко расставляют ноги, шаркают ими, наблюдается неустойчивость в ходьбе, замедленность движений. Для того, чтобы устранить эти недостатки использую упражнения по перешагиванию через предметы: палки, канат, кубик и т.д.

Пример 1: пять или шесть кубиков кладу на расстоянии 35 - 40 см один от другого. Дети перешагивают по очереди.

Пример 2: в середине зала ставлю 5 или 6 стульев по кругу на расстоянии 1 метра один от другого. Дети идут за воспитателем по кругу, огибая эти стулья. Проходя таким образом 2 - 3 раза.

Различные виды ходьбы (на носочках, на пятках, на внутренней, внешней сторонах ступни, с предметами) сочетаю не только с музыкой, но и со словом.

Пример: Дети идут на пятках под музыку и вместе говорят:

Тук, тук, тук, тук,
Мои пяточка идут,
Тук, тук, тук, тук,
Меня к мамочке ведут,
Моих пяток слышен стук.

На логоритмических занятиях активно использую упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха. Работу над голосом начинаю с пропевания гласных звуков, а затем слогов.

Пример: колокольчики звенят: "динь-дан-дон"

В распевания включаю потешки, пословицы, загадки. Мы их произносим громко, тихо, высоко, низко, в разном темпе, пропевая их, импровизируем. Пропеваем знакомые небольшие стихотворения. Мелодекламация полезна для воспитания выразительности голоса, поэтому пропеваем вопросы сказочных героев с вопросительной, восклицательной интонацией.

Пример: "Кто, кто в теремочке живет?"

Пропеваем то высоко, как мышка, то низко, как медведь.

Дети младшего дошкольного возраста очень любят голосовые игры.

Пример: "Самолет", "Пони", "Поезд".

Большое внимание на логоритмических занятиях отвожу разделу пения. Именно пение является стимулятором развития плавной и выразительной речи детей. Если на начальном этапе разучивание песни происходит на 6 - 8 занятиях, то позднее дети лучше запоминают слова, их дикция становится более четкой, дети учатся удерживать дыхание. Затем вокально-хоровые навыки становятся более качественны, а пение выразительным.

Благоприятный эмоциональный момент создают игры с именами, которые я провожу в начале занятия.

Пример: Музыкальный руководитель стоит в центре круга и поет: "Здравствуйте, дети!"

Дети: "Здрав-ствуй-те!"

Музыкальный руководитель: "Здравствуй, Танюша!"

Таня: "Здрав-ствуй-те!".

В занятие по воспитанию дыхания, голоса и артикуляции включаю пение междометий, которые выражают эмоции - радость, боль, гнев, страх.

Пример: А! О! Ах! Ох! Ух! Ой! Ай-ай-ай! и т.д.

Затем междометия включаю в стихи, которые подбираю таким образом, чтобы окраска звука в них была разной: минорной или мажорной, и соответствующей музыкой.

Полезны распевания на материале артикуляционной гимнастики с одновременным развитием мелкой моторики.

Пример:

Похлопаем в ладошки

Конспекты занятий в детском саду:
Развитие речи в процессе формирования представлений о национальной культуре детей старшего дошкольного возраста . Детский сад 82
Современный подход в работе социального педагога с детьми и общественностью . Детский сад 82
Расскажи стихи руками (пальчиковая гимнастика) . Детский сад 82
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности . Детский сад 82
Создание условий для развития интеллектуального и инновационного потенциала коллектива ДОУ . Детский сад 82
Конспект занятия по математике для детей с задержкой психического развития в подготовительной группе "Состав числа 6" . Детский сад 82

Распечатать Современные подходы к организации занятий по логоритмике . Детский сад 82
Поделится ссылкой Современные подходы к организации занятий по логоритмике . Детский сад 82 с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад
*
Реклама: Все статьи
рекламный блок
 


В продолжении темы:
Обсуждение статьи Современные подходы к организации занятий по логоритмике . Детский сад 82
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

ДетСАД

ид "Первое сентября"

Популярное
Занятия в Детском саду

Copyright © ds82.ru