Детский сад
детсад
Качурина Ольга Анатольевна
Конспект занятий в детском саду
Создание условий для развития интеллектуального и инновационного потенциала коллектива ДОУ
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

Модернизация системы образования, вовлечение педагогических коллективов в инновационный процесс получают отражение в деятельности дошкольных образовательных учреждений, миссия которых состоит в обеспечении первичной социализации и развитии личности дошкольника соответственно его возможностям и потребностям.

В связи с этим перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит нелегкая задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. А это достигается в первую очередь качеством воспитательно-образовательного процесса.

В нынешних условиях наше дошкольное образовательное учреждение работает в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск новых форм организации воспитательно-образовательного процесса и определяет следующий комплекс действий:

  1. Правильно прогнозировать, проектировать, моделировать и строить образовательный процесс.
  2. Повышать качество образования через развитие профессионально значимых качеств педагогов, развитие инновационного и интеллектуального потенциала коллектива ДОУ.
  3. Осваивать современные подходы к организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении и формировать на этой основе профессиональное педагогическое мышления.

Все эти действия направлены на формирование в дошкольном учреждении сплоченного, инициативного коллектива единомышленников, объединенного общностью профессиональных интересов.

Перед руководителем (стратегом развития своего учреждения) стоит задача - подготовить коллектив к инновационной деятельности, т.е. сформировать высокую коммуникативную компетентность. Такая компетентность складывается из умения адекватно передавать информацию, оценивать ее реалистичность, способности налаживать конструктивный диалог с коллегами при искреннем уважении их личных особенностей.

Однако инновационные изменения в дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей. А так как педагогический коллектив всегда неоднороден, то его изучение и анализ помогает руководителю правильно организовать деятельность ДОУ с учетом оценки уровня готовности членов коллектива к восприятию нововведений. Поэтому в ДОУ было определено поэтапное развитие педагогического коллектива, которое предполагают не только управленческие действия и серьезную реконструкцию системы работы с кадрами, но и имеет свои цели и задачи на каждом этапе.

I этап: организационный.

Он ставит следующие задачи:

1. Скоординировать деятельность специалистов путем создания взаимосвязанной системы отношений (в ДОУ апробируется система работы с помощью циклограмм).

2. Сформировать у педагогов позицию специалиста - носителя мыследеятельности.

II этап: консолидирующий.

Его задачи:

1. Сформировать внутреннюю структуру педагогического коллектива, определяя его группы.

2. Обеспечить переход педагогов из позиции носителя мыследеятельности в позицию специалиста с развитыми профессиональными интересами, способностью к поисково-творческой деятельности (“источник”).

3. Привлечь к управлению педагогическим процессом рядовых членов коллектива.

III этап: интегрирующий.

Его задачи:

1. Обеспечивать взаимное просвещение членов коллектива.

2. Активизировать участие педагогов в управленческой деятельности.

3. Определить зоны ближайшего развития ДОУ.

На каждом этапе развития, была определена позиция руководителя, что позволяет эффективно влиять на позитивное развитие педагогического коллектива, и, следовательно, дошкольного учреждения в целом.

Так, на первом этапе роль руководителя заключалась в проведении им целенаправленной обучающей работы, предоставляя педагогам самостоятельность в определении цели и смысла педагогической деятельности, в формировании у педагогов четкого представления о том, что делается и для чего.

На втором этапе руководитель обеспечивает логику деятельности педагогов, является посредником в трансляции необходимого опыта и знаний.

Позиция руководителя на третьем этапе определена, как совершенствование профессиональных интересов педагогов, осуществляющих инновационную деятельность, создавая условия для реализации их планов.

Консолидирующий этап развития педагогического коллектива ДОУ на сегодняшний день позволил выстроить технологическую цепочку образовательного процесса, обеспечивая конкретные формы профессиональных отношений в коллективе, адекватную оценку профессионализма педагогов ДОУ, продуманный план оздоровительных мероприятий, отлаженную систему контроля.

Особое внимание в процессе формирования педагогического коллектива уделяется скоординированной деятельности всех специалистов для достижения единой цели.

Не менее важным качеством руководителя является умение составить долгосрочный прогноз, который выстраивается в программу развития дошкольного учреждения.

Следует отметить, что программа развития охватывает все стороны деятельности учреждения, а изменения касаются каждого ребенка, педагога, руководителя и дошкольного учреждения в целом.

Приступая к работе над программой развития, обозначив приоритетное направление деятельности ДОУ, мы определи, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребенка, для ребенка), учли интересы, потребности самих детей. Эта линия задает критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации воспитательно-образовательной деятельности.

Основываясь на современной психолого-педагогической концепции развития личности, учитывая специфику норильского промышленного региона, педагогический коллектив МДОУ “Детский сад № 24 “Родничок” определил приоритетным направление: “Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления”.

Выстраивая программу развития дошкольного учреждения и социально-педагогическую перспективу оздоровительной работы в ДОУ, мы обратились к междисциплинарному научно-практическому направлению, которое В.Т. Кудрявцев назвал педагогикой оздоровления. Это направление сегодня постепенно оформляется на “стыке” возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Одним из его основоположников был российский ученый-педиатр, педагог, психолог Ю.Ф. Змановский. В настоящее время оно активно разрабатывается сотрудниками Института дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования.

При разработке стратегии развития детского сада нами была определена перспектива деятельности педагогического коллектива:

  • построение новой адаптированной модели развивающей педагогики оздоровления;
  • обновление содержания работы;
  • организация развивающей предметной среды;
  • обеспечение физического, интеллектуального, личностного развития ребенка;
  • создание сплоченного, инициативного коллектива единомышленников.

Процесс обновления дошкольного образования, вовлечение нашего дошкольного учреждения в исследовательскую деятельность потребовал от нас не только определенных управленческих действий, обновления содержания образования, но и серьезной реконструкции системы работы с кадрами.

Ориентируясь на гуманизацию образования, признание неповторимости личности каждого ребенка, мы, прежде всего, обращаем особое внимание на то, что личность ребенка формируется личностью педагога. Поэтому система методической работы в нашем ДОУ ориентирована в первую очередь на раскрытие творческого потенциала каждого педагога, педагогического коллектива в целом, на создание условий для роста профессионального мастерства педагогов, а, в конечном счете, на повышение качества и эффективности образования.

Диагностика профессиональной деятельности педагогов помогает оценить не только фактический уровень профессиональной подготовки каждого воспитателя, но и выявить профессиональные запросы и потребности, а следовательно, на основе этого определить цели и задачи работы с педагогическими кадрами и выбрать адекватные формы ее проведения.

В результате из числа педагогов были сформированы три группы, в основе которых лежит принцип дифференциации по уровню практического мастерства:

  • I группа — педагоги, требующие усиленного внимания;
  • II группа — педагоги со сложившейся системой работы;
  • III группа — педагоги, работающие творчески, в инновационном режиме.

Анализ последних четырех лет показал положительную динамику изменения в составе профессиональных групп.

Группа педагогов

Конспекты занятий в детском саду:
Игровое занятие "Поле чудес" в старшей группе для детей с ОНР с применением нетрадиционных методов по теме "Осень" . Детский сад 82
Познавательное занятие по краеведению . Детский сад 82
Программа дополнительного образования "Экономическое воспитание дошкольников" . Детский сад 82
Выразительный образ природы в рисунках старших дошкольников. Конспекты занятий по рисованию "Зимнее настроение", "Зимняя сказка" в старшей группе . Детский сад 82
Гендерные аспекты воспитания и обучения детей дошкольного возраста . Детский сад 82
Детские страхи . Детский сад 82


Распечатать Создание условий для развития интеллектуального и инновационного потенциала коллектива ДОУ . Детский сад 82
Поделится ссылкой Создание условий для развития интеллектуального и инновационного потенциала коллектива ДОУ . Детский сад 82 с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад
*
Реклама: Все статьи
рекламный блок
 


В продолжении темы:
Обсуждение статьи Создание условий для развития интеллектуального и инновационного потенциала коллектива ДОУ . Детский сад 82
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

ДетСАД

ид "Первое сентября"

Популярное
Занятия в Детском саду

Copyright © ds82.ru