Детский сад
детсад
Праведникова Элла Вальдемаровн
Конспект занятий в детском саду
Создание условий формирования словарного запаса и развития активной речи детей раннего возраста (2–3-х лет) в условиях логопедического пункта в дошкольном учреждении
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

Тема: «Создание условий формирования словарного запаса и развития активной речи детей раннего возраста 2 – 3 лет в условиях логопедического пункта в дошкольном учреждении»

Курс коррекционных занятий рассчитан на учебный год работы с детьми раннего возраста. Во временном и содержательном плане выделяется 3 периода работы
Все виды деятельности соответствуют определенной лексической теме.
Внедрение в работу с детьми раннего возраста 2 – 3 лет специальных коррекционно – развивающих занятий, упражнений, игр по развитию речевой активности приводит к повышению словарного запаса и развитию активной речи детей раннего возраста. Для повышения эффективности работы с детьми раннего возраста по развитию речи в детском саду, рекомендуется применять дополнительные средства обучения, уделять больше времени рассказыванию, рассматриванию обследуемой деятельности, заниматься продуктивными видами деятельности лепка, рисование, конструирование, аппликация, сопровождая активной речью. Эту работу можно проводить индивидуально, по подгруппам или фронтально. Это позволяет обогащать словарный запас детей, развивать их память, расширять представления детей об окружающем мире.

Основные принципы:

  1. Использование и интеграция разных видов деятельности в планировании и проведении коррекционной работы.
  2. Расположение речевого материала от простого к сложному, от восприятия и обозначения конкретного предмета, явления к абстрактному образу.
  3. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка: специфика его речевого развития, степени выраженности речевого дефекта, возможностей восприятия коррекционного педагогического воздействия. [1]

Задачи:

  1. Выявить причину речевого недоразвития, скоррегировать про­цессы, вызывающие речевой дефект, подключив к совместной работе специалистов для осуществления комплексного воздействия на ребен­ка с речевой патологией.
  2. Корректировать речевой дефект параллельно с работой, стиму­лирующей развитие ребенка во всех функциональных областях:

а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мел­кой моторики, артикуляционной моторики);
б) воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительно­го и тактильного восприятия;
в) пропедевтика математических представлений: формирование сен­сорных эталонов, навыков ориентировочного и конструктивного праксиса. [4]

Для выявления уровня речевого развития проводим обследование детей 2-3 летнего возраста по речевой карте. Приложение 1.

Разработанную нами систему логопедического коррекционно – развивающего воздействия мы представляем в системной схеме:

«Создание условий формирования словарного запаса и развития активной речи детей раннего возраста 2 – 3 лет».

Вся работа основана на программно – методическом обеспечении развития речевой активности, на личностно – ориентированном общении и примере грамотного поведения, что и является фундаментом всей коррекционно – развивающей работы.
Создание условий не может осуществиться без самообразования учителя – логопеда по данной теме и повышения педагогической грамотности родителей.

Задачи на 1-й период

  1. Формировать умение вслушиваться в речь, «настраиваться» на восприятие речи, давать ответные двигательные и звуковые реакции.
  2. Накапливать словарь существительных, обозначающих окружающие ребенка предметы.
  3. Расширить предикативный словарь.
  4. Понимать грамматические формы речи, существительные множественного числа с окончанием Ы-И, вопросы косвенных падежей, вопросы «где?», «куда?», «откуда?»
  5. Понимать предложные конструкции с предлогами В, НА, ПОД.
  6. Понимать простые предложения типа: субъект + предикат, субъ­ект + предикат + объект действия.
  7. Соотносить слова «один», «много», «ни одного» с соответству­ющим количеством предметов.
  8. Соотносить слова «большой», «маленький» с разме­ром предметов.
  9. Понимать слова, обозначающие геометрические тела: кубик, шар, кирпич, призма; геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Задачи на 2-й период

  1. Дальнейшее развитие словаря существительных: узнавать пред­меты по их назначению (покажи то, чем ты будешь чистить зубы) или описанию (он круглый, резиновый, прыгает, катится).
  2. Активное усвоение предикативного словаря, понимание фраз, включающих инфинитив, повелительное наклонение глагола.
  3. Понимание обобщающих понятий (игрушки, овощи, одежда).
  4. Понимание грамматических форм: существительные множественного числа с окончаниями А-Я; глаголы множественного числа настоящего времени.
  5. Понимание предложных конструкций: с предлогами НА, В, ПОД, ЗА, У, С, ПО, ИЗ.
  6. Понимание прилагательных длинный — короткий, прямая —кривая.
  7. Понимание слов, обозначающих геометрические тела: куб, кир­пичик, призма, цилиндр; геометрические фигуры: прямоугольник.
  8. Понимание числительных: один, два, три, половина, меньше, больше.
  9. Понимание фразы типа: субъект + предикат + объект действия.

Задачи на 3-й период

  1. Понимать и дифференцировать слова противоположного значе­ния: день — ночь, сними — надень, завяжи — развяжи, впереди — сзади, маленький — большой.
  2. Дифференцировать глаголы, сходные по семантике: подметает—чистит, лежит — спит.
  3. Понимать глаголы прошедшего времени женского и мужского рода: вымыл — вымыла.
  4. Понимать наречия, выражающие пространственные отношения: внизу — вверху, далеко — близко.
  5. Понимать предложные конструкции с предлогами: С, БЕЗ (на­пример, «кто идет с собакой», «кто идет без собаки»).
  6. Дифференцировать возвратные и невозвратные глаголы: умыл —умылся.
  7. Понимать вопросы к сюжетной картинке, прочитанной сказке. [4]

Развитие импрессивной речи.

Работа по развитию импрессивной речи ведется в соответствии с лексическими темами Приложение 2., которые являются определяющими в планировании работы по всем разделам программы:

ОКТЯБРЬ: овощи, фрукты.
НОЯБРЬ: игрушки, одежда.
ДЕКАБРЬ: дом, человек.
ЯНВАРЬ: домашние животные.
ФЕВРАЛЬ: зима, зимние забавы; домашние птицы.
МАРТ: дикие животные.
АПРЕЛЬ: птицы, насекомые.
МАЙ: цветы.

Основное средство развития импрессивной речи — называние пред­метов, явлений окружающего мира, их изображений. При введении слова в пассивный словарь малыша желательно, чтобы ребенок обсле­довал предмет, обозначаемый вводимым в словарь словом, используя все 5 органов чувств, вступив во взаимодействие с этим предметом.
Предлагаем примерный тематический активный и пассивный словарь детей раннего возраста Приложение 3. Этот словарь поможет ориентироваться в подборе детской художественной литературы и игр для занятий с ребенком. [5]

Развитие экспрессивной речи.

Выделяются следующие разделы в работе по развитию экспрессивной речи:

  1. Звуки и звукоподражания; слова с вызванным звуком. Для усвоения этого материала используется альбом по звукопроизношению.
  2. Фонетическая ритмика, которая позволяет мышечно ощутить особенности артикуляции вызываемого звука, «поиграть» с этим звуком и его слияниями; произносить звуки и слияния в разных ритмах и с разной силой, сопровождая произношение слогов разными движениями.
  3. Формирование элементарной фразы из 2-3-х слогов, содержащих вызванный звук.
  4. Формирование доступных грамматических категорий на материале новых слов.
  5. Договаривание слов в стихотворениях, потешках, рассказах. Приложение 4.[4], [5]

Фонетическая ритмика. Весьма эффективным средством воспитания экспрессивной речи, построенном на развитии подражания в произнесении слогов, сопро­вождаемом движениями, является фонетическая ритмика. В формировании на­выков звукопроизношения нужно идти за ребенком, опираясь на моторные возможности его артикуляционного аппарата и способность воспринимать звуковые характеристики фонемы.Параллельно необходимо готовить фонематическое восприятие и моторные функции артикуляционного аппарата к произношению более сложных по способу образования звуков речи.
Вызванные звуки следует включать в слова элементарной слоговой структуры:

  1. ГГ: «АУ», «УА», «ИА»;
  2. СГ: «НА»;
  3. СГ-СГ: «МАМА», «МАНЯ»;
  4. СГ-СГ-СГ: «ПАНАМА».

Следующий этап работы — использование детьми форм появившихся слов: панама панамы.
Следует сразу включать появившиеся слова в элементарные предложения, предоставляя ребенку образец фразы:

  1. На, Маня.
  2. Мани нет!

С удовольствием включаются дети в игру по договариванию слов в стихотворениях, маленьких рассказах. [4]



Конспекты занятий в детском саду:
"Душу мира – маму береги!" . Детский сад 82
Конспект нетрадиционного занятия "Конкурс эрудитов" по формированию элементарных математических представлений . Детский сад 82
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию в подготовительной группе. Викторина "Кто лучше знает птиц?" . Детский сад 82
Конспект занятия по математике в старшей группе . Детский сад 82
Программа кружка "Театр – оригами" в подготовительной группе . Детский сад 82
Сценарий новогоднего утренника "Озорные стрелки" . Детский сад 82

Распечатать Создание условий формирования словарного запаса и развития активной речи детей раннего возраста (2–3-х лет) в условиях логопедического пункта в дошкольном учреждении . Детский сад 82
Поделится ссылкой Создание условий формирования словарного запаса и развития активной речи детей раннего возраста (2–3-х лет) в условиях логопедического пункта в дошкольном учреждении . Детский сад 82 с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад
*
Реклама: Все статьи
рекламный блок
 


В продолжении темы:
Обсуждение статьи Создание условий формирования словарного запаса и развития активной речи детей раннего возраста (2–3-х лет) в условиях логопедического пункта в дошкольном учреждении . Детский сад 82
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

ДетСАД

ид "Первое сентября"

Популярное
Занятия в Детском саду

Copyright © ds82.ru