Детский сад
детсад
Мактупова Вера Степановна
Конспект занятий в детском саду
Сохранение и развитие народных традиций в воспитании дошкольников Ханты-Мансийского округа.
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

Думаю, что мысли и чувства, которые волнуют меня, близки многим представителям «малых народов». Забываются фольклор, песенное искусство, народные костюмы со своеобразием их орнамента, национальные традиции. Хочется рассказать о работе, которую проводит коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения № 12 «Журавлик». Наш Ханты-Мансийский автономный округ расположен в центральной части Западно-Сибирской равнины. С севера на юг он простирается на 900 км, с запада на восток – на 1400 км. Основную часть территории занимает заболоченная тайга с большим количеством озёр и рек. По территории округа с юга на север протекают две крупнейшие реки России – Обь и Иртыш. Историческое название края – Югра. Летописец Нестор поведал о неизвестном народе – югре. Юграми он называл хантов, манси и ненцев – коренных народов этого сурового края. Богатство края – в его природных ресурсах. В лесах обитает пушной зверь и лесная птица; в реках и озёрах плавает много ценной рыбы. В 20 веке геологи обнаружили здесь большие запасы золота, кварца, железной руды, меди и других полезных ископаемых. Но главное богатство – это нефть, которую называют «чёрным золотом».

Свою работу мы начали с того, что составили план, в котором было предусмотрено:

1. Ознакомление с культурой и бытом народом ханты и манси:

а) хантыйский и мансийский орнамент, обучение детей умению составлять узоры,
б) устное творчество народа,
в) знакомство с народными музыкальными инструментами,
г) использование игр народов севера в свободной деятельности, на физкультурных занятиях, и праздниках.

2. Оформление альбомов: «Прошлое и настоящее народов ханты и манси», «Орнамент хантов и манси» и использование его на занятиях по ИЗО.

3. Раскрашивание картинок по мотивам национальной одежды народов Севера.

4. В Учинском музее посёлка Половинка познакомились с жилищем манси.

Особое внимание уделяем народным обычаям, в частности обычаям гостеприимства и уважения к старшим. Дети хантов и манси постоянно находились рядом с родителями, помогали им в работе: учились выделывать шкуры, изготовлять жилы для шитья меховой одежды, кроить и шить одежду и обувь, украшать её орнаментами, готовить пищу, поддерживать очаг.

Мальчики перенимали у отца умения в поделке снастей для ловли рыбы, простейших орудий ловли пушных зверей, в изготовлении нарт, лодок и различной домашней утвари. Так дети накапливали жизненный опыт. И, став взрослыми, дети хантов и манси заботятся о старших, помогают им. Мы в своём детском саду рассказываем об этом ребятам, знакомим с искусством хантов и манси, знакомим с особенностями национального костюма, обращаем внимание на элементы орнамента.

«Хантыйские узоры красивы и просты.
Вглядись, дружок, и скоро
Поймёшь их сердцем ты.
Узоров тех сплетенья
Похожи то на рыб,
То на рога оленьи,
То на речной изгиб».

Дети исполняют «Хантыйский танец», движения которого рассказывают о женщинах ханты, выделывающих шкуры животных и украшающие их.

На прогулке воспитатели обращают внимание на красоту нашей природы, учат детей видеть и понимать её, ведь это начало патриотического чувства, чувства любви к Родине. Хотя наш детский сад расположен среди жилых домов, но воспитатели часто ходят на экскурсии: в парк, на берег реки. Наша задача – дать больше знаний о растительном и животном мире. Стараемся, чтобы дети полюбили каждый кустик, каждое деревце, каждую травинку. Но не только полюбили, но и бережно к ней относились. Например, рассказываем, что манси называют берёзу – деревом Бога, за её белый цвет, красоту и чистоту. Читаем стихи о берёзе, такие как «Белая берёза под моим окном…», водим хороводы вокруг берёзки: «Во поле берёза стояла…». Каждый ребёнок ищет свою берёзку и уже на следующей экскурсии, отыскав её, замечает, как она изменилась (цвет листьев и т.д.) рассказываем о других священных деревьях, таких как лиственница.

ЛИСТВЕННИЦА

Видишь, лиственница встала
На скале береговой
Небо синее достала
Непокорной головой.
Есть предание, что когда-то
Обессиливший старик
К ней добрался в час заката,
Прислонился к ней на миг.
И услышал: «Сын мой милый,
Я хочу тебе сказать:
«От меня займи ты силы
Благо мне не занимать»!
Отдохнул старик душою,
И на утро помогло.
Совладать ему с волною
Лиственничное весло.
Стал надёжней на охоте
Крепкий лиственничный лук.
Вот и славится в народе
Это дерево как друг.

Г. Лазарев. Перевёл с хантыйского Г. Семёнов

К этому дереву манси приходят, чтобы исцелиться от болезней. При ознакомлении детей с природой стремимся дать им образец гуманного отношения ко всему живому. Нацеливаем детей на эмоциональную оценку окружающей природы, чтобы их высказывания становились содержательными и выразительными. С наступлением зимы проводим с детьми различные наблюдения: за снегопадом, метелью, узорчатыми рисунками на окне во время морозных дней. Воспитатели умело используют народные приметы, отражающие острую наблюдательность хантов и манси, например:

  • «В глубоком снегу никогда не замёрзнешь»,
  • «Мошки в тесную одежду набираются больше»,
  • «Собака траву ест – дождь будет»,
  • «Если будет много соболя, белки исчезнут»,
  • «Гуси летят на юг, снег пойдёт».

Народные приметы помогают детям познать природу, развивают у них наблюдательность, внимание к окружающим предметам и явлениям.

Воспитывая у детей любовь к родному краю, его природе, нельзя не рассказать о богатствах севера, его животном мире. В работе используем картины, фотографии, иллюстрации. Дети знают, что в тайге водятся олени, волки, песцы, куницы, зайцы, глухари, куропатки. Самым распространённым обитателем тайги является северный олень.

«От рогов ветвистых, стройных
На снега упала тень.
Кто бежит к нам, с ветром споря?
Это – северный олень.»

Играем с детьми в игры народов севера, связанные с обитателями тайги.

Игра «Северные олени»

Цель игры: Отрабатывать бег широким шагом, прыжки животных, ориентироваться в пространстве. Передавать повадки зверей в соответствии с музыкой.

Подготовительной работой к игре является рассматривание иллюстраций, фотографий, вспоминаем сказку Г.Х.Андерсена «Снежная королева». На занятиях воспитатели с детьми лепят животных. Всё это способствует созданию интереса к игре об оленях, накоплению знаний об этих животных. Уточняем, кто является врагом оленей (дети называют медведей, волков). Никита предложил изобразить рога оленей, подняв руки вверх и передвигаться длинными прыжками. Коллективно решили, что олени будут жить около юрт и кустов, а медведи на другой стороне в овраге, в берлоге. Условным сигналом для начала игры является удар в бубен. «Олени» убегают и прячутся возле юрт, медведи их догоняют.

С детьми составляем игры и о других животных и птицах нашего края. Провели развлечение «Зов тайги», в котором приняли участие не только дети, но и их родители. Развлечение прошло живо и интересно (Приложение 1). Чтобы у детей было полное представление о родном крае мы ходим на экскурсии в городской музей (Приложение 2). Ездим на экскурсии в Учинский краеведческий музей посёлка Половинка (Приложение 3). В работе нашего дошкольного учреждения практикуются выездные экскурсии работников музея в наш детский сад, во время которых они рассказывают о реке Конде, её обитателях, «о северной женщине», проводят практические занятия с детьми «изготовление национальной куклы». А в апреле месяце мы выезжаем в посёлок Половинка для совместного проведения «праздника Серой вороны». Наши дети принимают активное участие в конкурсах, которые проводятся в городском музее и в Учинском краеведческом музее.

Очень увлекательно в детском саду проходят встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами нашего города.

Встреча с урайским поэтом Владиславом Шабуровым

Дети нарисовали рисунки на тему «Моё любимое место в городе», которыми был оформлен зал. Влад рассказал детям о своём детстве, о том, что он тоже ходил в детский сад, любил наблюдать за изменениями в природе и о том, что ему особенно нравилось и запомнилось, он писал стихи. Первый свой стих Влад написал в семь лет в октябре 1997 года. Один из первых его стихов «Утро» был опубликован в городской газете «Знамя» в День защиты детей в 1981 году. В дальнейшем поэт неоднократно печатался в журнале «Югра», так в 1993 году были напечатаны стихи Табу (Белая тетрадь), показал ребятам свою последнюю книгу «Стихи на ночь». Специально для этой встречи Влад Шабуров написал стихи для детей о красоте родной природе, о народах ханты и манси и т. д. Дети с удовольствием читали ему стихи о нашем городе: «Урайский вальс» Заура Квижинадзе, «Урай» Е. Андреева, «Урай» Ольги Коневой, слушали песни про Урай, написанные местными композиторами. В заключении встречи Диана Мактупова прочитала собственное стихотворение, которое они сочинили со своей мамой:

 

 

 

ЁЛОЧКА

На лесной опушке
Ёлочка росла,
Зелёная, пушистая
Та ёлочка была.
Шустрые бельчата,
Ёж и муравей,
Медвежата, птички –
Все дружили с ней.
Зайчатам помогала
И, пряча иголки,
Ветвями закрывала их
От лисы и волка.
Любили звери ёлочку
И каждый Новый год
Вокруг неё, красавицы,
Водили хоровод.
Дед Мороз из сказки
К ёлке приходил
И всем без исключения
Подарочки дарил.
Плясали, песни пели,
Радовались все
И серебрился иней
На ёлочке-красе!

Конспекты занятий в детском саду:
Проект "Витамин-витаминочка" . Детский сад 82
Модель взаимодействия методиста и педагога-психолога по обеспечению профессионального выполнения развивающей функции воспитателя . Детский сад 82
Авторская программа работы с детьми старшего дошкольного возраста в кружке "АБВГДейка" . Детский сад 82
Сюжетное занятие "Маша и котята" . Детский сад 82
"Мама — слово дорогое" (конкурсная-игровая программа, посвященная Дню Матери) . Детский сад 82
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной группы с ЗПР по теме "Звук и буква Р" . Детский сад 82


Распечатать Сохранение и развитие народных традиций в воспитании дошкольников Ханты-Мансийского округа. . Детский сад 82
Поделится ссылкой Сохранение и развитие народных традиций в воспитании дошкольников Ханты-Мансийского округа. . Детский сад 82 с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад
*
Реклама: Все статьи
рекламный блок
 


В продолжении темы:
Обсуждение статьи Сохранение и развитие народных традиций в воспитании дошкольников Ханты-Мансийского округа. . Детский сад 82
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

ДетСАД

ид "Первое сентября"

Популярное
Занятия в Детском саду

Copyright © ds82.ru