Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Социализация старших дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения и речи средствами театрализованной деятельности,детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Люберцы
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Авдеева Ирина Николаевна
    Конспект занятий в детском саду
    Социализация старших дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения и речи средствами театрализованной деятельности
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

     Дошкольные учреждения, призванные решать основные проблемы коррекции детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи, обладают богатым опытом специальных методик и знаний о коррекции средств общения и коммуникативной деятельности детей.  Но специфика зрительного дефекта, возникающие вторичные отклонения, индивидуальные особенности ребёнка, среда обучения и воспитания вносят свои коррективы в известные методики и требуют поиска новых форм работы и новых решений.

    Специфическая закономерность аномального развития, негативно влияет на развитие составляющих коммуникативной деятельности (средств вербальной и невербальной выразительности, воображения, эмоциональности), и поэтому требует специальной коррекции.

    Зрительный и речевой дефект, имеющий различную этиологию и различные проявления, отрицательно сказывается на развитии психики ребёнка (Л.В. Волкова, Л.С. Выготский, М.И. Земцова, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина).

    Выбранный для работы возрастной рубеж – старший дошкольный возраст, – является сензитивным периодом развития сложных коммуникативных связей детей, умений общаться не только с отдельными детьми, но и с коллективом сверстников, с взрослыми, в соответствии с нормами поведения. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основные формы поведения и общения, складывается детский коллектив. Зрительный и речевой дефект затрудняют развитие коммуникативной деятельности детей этого возраста.

    Специфические особенности театрализованной деятельности в работе с детьми, имеющими сложную структуру дефекта

    • Коррекционная направленность  данного вида деятельности основана на возможностях детей с нарушениями зрения и речи проецировать в игровую деятельность социальные связи и личностные взаимоотношения, в которых дети не могут принять непосредственного участия в реальных ситуациях.
    • Основным объектом такой проекции является кукла. Основное назначение игрушки в детской игре дошкольников с нарушениями зрения и речи: способствовать обогащению опыта предметно-практических действий с куклами; познанию системы человеческих взаимоотношений в игре через вхождение в образ героя.
    • Театрализованная деятельность имеет терапевтическую направленность, помогая данной категории детей в развитии восприятия, образного мышления, речи и способствует эмоциональной адаптации.

    Объект коррекционно-педагогического воздействия – дети старшего возраста группы «Умники и умницы» МДОУ № 10 г. Кировска, имеющие сложную структуру дефекта – различные нарушения зрения и речи.

    Игра, являясь основным видом деятельности ребёнка старшего дошкольного возраста, пронизывает все стороны любой другой деятельности – коммуникативной, трудовой, учебной. Снижение игровой активности, отсутствие усложнения игровой деятельности, эмоциональные нарушения, предпочтение одиночной игры – коллективной оказывает отрицательное влияние на состояние общения детей с нарушениями зрения и речи.

    Из всех видов игр для решения задач коррекции нами избрана игра-драматизация, поскольку она требует от ребёнка не только точного словесного, но и интонационного и эмоционального отражения позиции изображаемого героя, а также умения переходить от монологической речи к диалогу и полилогу.

    Возникающая на фоне зрительной и речевой патологии недостаточность информации о коммуникативной деятельности вызывает затруднения у детей старшего дошкольного возраста в овладении коммуникативной деятельностью. Преодоление этих трудностей возможно в условиях театрализованной деятельности, обеспечивающей наилучший контакт детей с нарушениями зрения и речи со сверстником и взрослым, а также создающей возможность более полного, эмоционального и красочного восприятия и отражения окружающего мира.

    Новизна и теоретическая значимость нашей работы состоит в комплексном подходе к рассмотрению коммуникативной деятельности дошкольников как системы, включающей в себя речевое и неречевое общение, эмоциональные и социальные отношения, личностные качества.

    Для определения уровня коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения и речи, мы использовали следующие методики:

    • «Выбери нужное лицо» (определение уровня умений ребенка определять эмоциональное состояние героя)
    • Методика «Какой Я?» (определение самооценки дошкольника, выделение ведущих качеств, на основе которых строится общение)
    • «Определение понятий» (оценка уровня представлений о предметах и явлениях внешнего мира)
    • Методика «Придумай рассказ» (определение особенностей монологической речи и личностной оценки сюжетной основы повествования).

    Основные критерии отбора методик:

    • Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников;
    • Диагностическая ценность в определении особенностей составляющих коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения и речи;
    • Возможность адаптации методики к условиям работы в группе детей с нарушениями зрения и речи.

    Проанализировав результаты обследования детей, мы поставили перед собой следующие задачи:

    • Развитие зрительного восприятия.
    • Формирование действий с игрушками на полисенсорной основе.
    • Развитие компенсаторных процессов.
    • Развитие оптико-моторной координации.
    • Коррекция нарушений развития речи.
    • Коррекция и развитие средств общения (речевых и неречевых).
    • Формирование умения взаимодействовать со сверстниками, осуществление самоконтроля.

    В соответствии с поставленными задачами нами были определены основные направления работы:

    • Провести обследование детей с целью выявления уровней развития коммуникативной деятельности, эмоциональной сферы и социализации.
    • На основе данных диагностики наметить перспективу работы с детьми, с учетом особенностей зрения и речи каждого.
    • Разработать пути и средства преодоления проблем развития детей с помощью театрализованной деятельности.
    • Создавать условия для повышения интереса к занятиям, успешного усвоения новых знаний, развития самостоятельности действий и принятия решений. 
    • Продумать и осуществить разнообразные формы детской деятельности.
    • Провести промежуточное и заключительное обследование с целью подведения итогов.
    • Работать с родителями в данном направлении.
    • Изготовить пособия для работы с детьми. Разработать конспекты занятий по проблеме.
    • Систематизировать и обобщить опыт работы.

    Предметно-развивающая среда для театрализованной деятельности

    Эта среда включает в себя разнообразные игровые атрибуты для театрализации: игрушки для настольного театра; плоскостные предметы-заместители, театральные куклы, театрализованные костюмы и т.д.

    Для настольного театра на начальных этапах используются реалистические резиновые и мягкие игрушки определённого размера, которые ребёнок может удерживать в руках и осуществлять с ними игровые действия, драматизируя потешки, сказки, стишки. Затем в работу вводятся театральные игрушки, имеющие меньшее сходство с натуральными предметами. Для развития моторики и оптико-пространственной координации используются пальчиковые (вязаные и деревянные) и театральные куклы-шарики, которые надевают на один палец. Очень интересен в работе шагающий театр. Только после овладения детьми этими видами театров в процесс обучения детей вводятся традиционные театральные куклы бибабо. Театральная кукла бибабо, управляемая педагогом в качестве «субъекта» коммуникации, который сообщает информацию, оценивает и регулирует поведение детей. Привлечение детей к диалогу с помощью образной игрушки оказывает более эффективным, чем прямое общение, удерживает внимание детей на том, о чём говорит педагог.

    Перед тем как перейти от действий с объёмными игрушками к действиям с их плоскостными заместителями, дети играют в настольные игры с опосредованными изображениями фигур. Затем вводятся плоскостные   графические изображения. В плоскостном театре дети действуют фигурками-иллюстрациями, которые прикрепляются на ковролинограф (стендовый театр). Содержание сюжетов для стендового театра связано с изучаемыми лексическими темами: «Транспорт», «Весна», «Домашние животные» и т.д.

    При создании предметно-развивающей среды учитываем комплексность игрушек. Объединяем игрушки в единый тематический комплекс, отражающий определённые жизненные или сказочные события.

    Для того чтобы дети умели разграничить сказочную ситуацию и реальную, пространство кабинета специально оформляется. Оно отличается от театральной сцены, поскольку дети, участвующие в креативной игре, не разделяются на зрителей и актёров.

    Кабинеты тифлопедагога и учителя-логопеда оснащены синтезатором и компьютером. Все эти технические средства используются на занятиях  (видеозаписи сказок, театральные шумы, музыкальное сопровождение). Важным атрибутом креативной игры-драматизации являются костюмы и детали к ним. Мы не являемся сторонниками сложных театральных костюмов. Дети должны иметь возможность быстро и легко надевать и снимать их.

    Формы работы с детьми

    • Коррекционные занятия тифлопедагога и логопеда.
    • Этюды пластические и мимические.
    • Дидактические игры.
    • Традиционная и креативная игра-драматизация с использованием разных видов кукольного театра.
    • Проведение занятий-игр на улице.
    • Взаимосвязь с выпускниками детского сада – учащимися МСОШ №5.
    • Проведение коммуникативных игр с младшими дошкольниками нашего детского сада.
    • Участие в конкурсах и смотрах различных видов деятельности дошкольников.

    Систематическая, целенаправленная работа позволила нам добиться стабильных положительных результатов, о чем свидетельствуют результаты обследования детей.

    Рисунок

    Заключение:

    • Развитие коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения и речи отражает комплекс проблем, связанных с неудовлетворительным состоянием их социальной и эмоциональной адаптации, вербального и невербального компонентов общения.
    • Для развития навыков общения старших дошкольников с нарушениями зрения и речи нами была выбрана театрализованная деятельность (креативная игра-драматизация), прежде не использовавшаяся для коррекции детей со сложной структурой дефекта. Креативная игра использовалась нами как маленькая модель социума, в которой существуют проблемы и способы их решения. С помощью доброжелательного, стимулирующего воздействия взрослого, ребенок с нарушенным зрением и речью научается решать проблемы, связанные с неудовлетворительным уровнем развития коммуникативной деятельности, а также низкой эмоциональной и социальной адаптации.
    • Использование данного вида деятельности целесообразно при организации коррекционных занятий учителей-дефектологов и логопедов, а также воспитателей специализированных и общеобразовательных дошкольных учреждений.


    Конспекты занятий в детском саду:
    Программа комплексной реабилитации "Счастливый ребенок" . Детский сад 82
    Занятие по развитию речи в средней группе "Путешествие колобка" . Детский сад 82
    Роль сказки в жизни ребенка . Детский сад 82
    Занятие театрального кружка для детей старшего дошкольного возраста "1, 2, 3, 4, 5 – мимикой и жестами хотите в игры поиграть?" . Детский сад 82
    Занятие по подготовке детей к школе: "Планета Радости" . Детский сад 82
    Интегрированное занятие с детьми в 1-й младшей группе "У Мишки косолапого в гостях" . Детский сад 82


    Распечатать Социализация старших дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения и речи средствами театрализованной деятельности . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Социализация старших дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения и речи средствами театрализованной деятельности . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Социализация старших дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения и речи средствами театрализованной деятельности . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru