![]() |
|
![]() |
|
![]() |
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" Социально-экономические перемены общественной жизни нашей страны внесли соответствующие изменения и в российскую систему дошкольного образования, ставшей многофункциональной по своему предназначению. Достижение нового современного качества дошкольного образования за счет обновление содержательной и структурной сторон воспитательно-образовательной деятельности в каждом из образовательных учреждений для детей дошкольного возраста во многом зависят от системы его управления и каждого конкретного руководителя. Социально-психологические проблемы руководства современным дошкольным образовательным учреждением функционально усложняют требования к руководителю и вносят корректировку в должностную инструкцию, значительно расширяя профессиональное поле его управленческой деятельности. Именно поэтому особого внимания в содержании профессиональной деятельности современного руководителя дошкольного образовательного учреждения заслуживает выполнение Социально-психологической функции управления. Руководитель несет ответственность за обеспечение благоприятного микроклимата в коллективе, личностной и профессиональной самореализации всех специалистов. Естественно, что от него зависит организация и создание условий для сплоченной работы коллектива учреждения, успешность развития взаимодействия с родителями воспитанников, с социумом. Иными словами, решение социально-психологических проблем управления являются для руководителя залогом стабильности и успешного функционирования дошкольного образовательного учреждения в режиме развития. Главным профессиональным предназначением руководителя дошкольного образовательного учреждения является умение работать с людьми. Умелое владение средствами и способами общения - необходимое профессионально-личностное качество современного управленца. От этого умения зависят не только эффективность взаимодействия с другими людьми, конструктивность принимаемых решений, но и карьера руководителя ДОУ как специалиста, его реноме и профессиональный имидж. Все это отражается на общественном мнении о коллективе и социальном статусе дошкольного учреждения в целом. Современному руководителю необходимы знания психология управления, которая является одним из важнейших направлений современной социальной психологии и рассматривает психологические аспекты отношений между людьми, группами и организациями. Дошкольное образовательное учреждение – один из видов социальных институтов, система управления которого – всегда процесс активного взаимодействия субъектов, реализующих разнообразные задачи. В ДОУ постоянно происходят различные формы взаимодействия человек-человек (дети, сотрудники, родители и пр.) для реализации разнообразных задач организационной структуры учреждения, которые рассматриваются руководителем как объекты с позиций социально-психологической теории управления. Усиленное внимание к управленческим проблемам, связанным с выполнением социально-психологической функции руководства современным дошкольным образовательным учреждением, потребовали разработки специальных учебных занятий для курсовой переподготовки данных специалистов в системе повышения квалификации. Диагностика профессиональных затруднений в формирующихся группах слушателей показала, что в этом нуждаются как начинающие руководители - проблема профессиональной адаптации и профессионального становления, так и управленцы со стажем – получив в студенческие годы базовое образование, сегодня не все из них могут быть уверены в правильности выбора стиля собственной управленческой деятельности для реализации задач модернизации образования, в том числе повышении качества дошкольного образования. На кафедре дошкольного, начального общего и специального (коррекционного) образования Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области для руководителей дошкольных образовательных учреждений разработаны и внедрены различные учебные занятия, служащие основой образовательных программ разной направленности повышения квалификации данной категории управленческих кадров. В рамках проблемы успешности профессионального становления современного управленца ДОУ в системе повышения квалификации. В экспериментальной работе научного исследования нами разработано вариативное содержание образовательной программы для управленцев дошкольных образовательных учреждений с психолого-педагогическими рекомендациями психокоррекционного воздействия на специалистов данной категории в процессе обучения в системе повышения квалификации. Стремление управленцев ДОУ совершенствовать свою профессиональную деятельность, тренировка определенных управленческих действий развивают автоматизированные навыки и привычки, формируется “умелое действие” – т.е. действие руководителя со знанием своего дела. И если для навыков в похожих ситуациях может срабатывать стереотип механического выполнения определенного действия, то умения проявляются в решении новых задач, когда привнесен личностный элемент творчества, проявляющийся в практическом мышлении. Результаты проведенного нами исследования позволяют рассматривать эффективность разработанных и апробированных нами в системе повышения квалификации методов изучения и совершенствования профессионально-управленческого становления современных руководителей дошкольных образовательных учреждений, как претендентов, так и находящихся на разных стадиях профессионального управленческого становления. Одновременно с этим, предлагаемые обучающие занятия носили тренинговый характер отработки личностных и деловых качеств руководителя дошкольного образовательного учреждения. В свою очередь, от преподавателя, требовалось владение психотехник проведения занятий в режиме интерактива. Мы использовали методические приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо", т.к. в ней задается творческий уровень усвоения проблемного материала с ориентацией на личностное развитие взрослых обучающихся. Приведем пример авторской разработки учебных занятий учебного раздела "Психология и современность" образовательной программы "Повышение квалификации руководителей дошкольных образовательных учреждений". Эти материалы, как и прочие, используемые автором в курсовой переподготовке руководителей дошкольных образовательных учреждений на базе ИПК г. Тула, слушатели групп повышения квалификации управленческих кадров ДОУ получают в виде методических рекомендаций для самостоятельной подготовки к учебным занятиям. Занятие 1. Тема "Социально-психологические проблемы руководства современным дошкольным образовательным учреждением" (6 час.) План
Литература (основная)
Литература (дополнительная)
Основные понятия: Социальная функция взрослого человека на когнитивно-эмоциональном и поведенческом уровнях. Социальная роль руководителя дошкольного образовательного учреждения. Мотивация. Социальная психология. Педагогическая психология. Социально-психологические явления: общение, совместная деятельность, социальные отношения, межличностные отношения. Базовые знания:
Основные умения:
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ "Социально-психологические аспекты управления ДОУ как процесс активного взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса" Цель: развивать профессионально-личностное отношение руководителя дошкольного образовательного учреждения к общению как реальности человеческих взаимоотношений. Вопросы для обсуждения
Практические задания
Занятие 2. Тема "Психологическая характеристика профессиональной деятельности руководителя ДОУ в контексте модернизации российского образования"(6 час. спецкурс) План
Литература (основная)
Литература (дополнительная)
Основные понятия: Профессиональная и непрофессиональная деятельность. Психологический анализ профессиональной деятельности. Личностные и деловые качества в профессиональной управленческой деятельности. Культура профессионального труда. Тарифно-квалификационная характеристика. Должностные обязанности. Базовые знания:
Основные умения:
Цель: развивать творческую самостоятельность направленности мышления, формулирование и решение профессиональных психолого-педагогических задач, встречающихся в управленческой практике руководителя дошкольного образовательного учреждения. Вопросы для обсуждения
Практические задания
Тематика занятия соответствует образовательной программе, реализуемой в образовательном процессе повышения квалификации конкретной группы руководителей дошкольных образовательных учреждений, проходящих курсовую переподготовку по годовому плану института повышения квалификации. Расписание учебных занятий на время обучения данных слушателей позволяет определить сроки и очередность проведения и, следовательно, сроки подготовки к следующему занятию. В учебно-методическом пособии "Повышение квалификации руководителей дошкольных образовательных учреждений. Методические рекомендации в помощь руководителям ДОУ, проходящим курсовую переподготовку." нами предложены все дидактические разработки учебных занятий, проводимых автором пособия. Описанные выше материалы и их использование при подготовке к предстоящему учебному занятию позволяют повысить эффективность его проведения, а применение технологии развития критического мышления способствует переводу "слушателей" в полном понимании этого термина в активных участников дискуссии по социально-психологическим и педагогическим проблемам управленческой деятельности современного руководителя дошкольного образовательного учреждения. Ведь ни для кого ни секрет, что до сих пор на занятиях в системе повышения квалификации активность преподавателя зачастую превосходит активность взрослых обучающихся. У многих слушателей (именно такой термин закрепился за участниками групп) курсов повышения квалификации бытует мнение о том, что для получения свидетельства или удостоверения об окончании очередной курсовой переподготовки необходимо посещение занятий, тетрадь и ручка, т.е. наличие записей для отчета по возвращению в дошкольное образовательное учреждение. На вопрос "Что ожидаете от этих курсов повышения квалификации?" часто можно услышать "что-нибудь новенькое", "готовы слушать преподавателя" и т.п., и редко задаются готовые проблемные вопросы для обсуждения на тематическом занятии. Иными словами, специалисты, проходящую курсовую переподготовку в системе повышения квалификации психологически настроены на то, что по ее окончании преподаватели должны выдать слушателям некий пакет сопроводительного материала для непосредственного профессионального использования. Поэтому, безусловно, направленность на совершенствование личностной социально-ролевой компетентности руководителя ДОУ во многом будет зависеть от собственной позиции специалиста-управленца как субъекта образования; его готовности осознанно и самостоятельно расширять границы своего профессионального и личностного развития в системе повышения квалификации. Социально-психологическая культура управленца предполагает наличие у него определенных личностных и деловых качеств, необходимых для управленческой деятельности. Их развитие через самообразование и самосовершенствование являются неотъемлемыми составляющими профессионально-личностного роста современного руководителя дошкольного образовательного учреждения в системе непрерывного образования. Готовность и активная образовательная позиция обучающихся управленцев являются ключевыми в рассмотрении социально-психологической проблемы управления современным ДОУ. Не даром, одним из критериев различия профессиональной и непрофессиональной деятельности в современном мире рассматривается длительность профессиональной подготовки и профессионализм. Нормативно-правовое регулирование функционирования и развития системы дошкольного образования предопределяет высокий уровень профессионализма, профессионально-управленческую квалификацию, параметры которой должны соответствовать современным социально-психологическим и педагогическим требованиям к управленцу современного дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования. Конспекты занятий в детском саду: Занятие для детей старшего дошкольного возраста "Познакомимся с нашими зубами" . Детский сад 82 Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте детей с ОНР подготовительной группы "В гостях у медвежонка Топа" . Детский сад 82 Конспект занятия по синтезу искусств для детей подготовительной группы "Рукотворная красота. Кружево" . Детский сад 82 Проект: "Старинный небольшой город Среднеколымск" . Детский сад 82 Социальное развитие детей на занятиях по развитию речи . Детский сад 82 Конспект фронтального занятия по теме "Профилактика дисграфии у дошкольников" на примере лексической темы "Зимующие птицы" . Детский сад 82 Распечатать Социально-психологические проблемы управления современным ДОУ в курсе переподготовке специалистов в системе повышения квалификации . Детский сад 82 Поделится ссылкой Социально-психологические проблемы управления современным ДОУ в курсе переподготовке специалистов в системе повышения квалификации . Детский сад 82 с друзьями в:
|
В продолжении темы:
Обсуждение статьи Социально-психологические проблемы управления современным ДОУ в курсе переподготовке специалистов в системе повышения квалификации . Детский сад 82
Информация: | Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. |