Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Социально-психологические проблемы управления современным ДОУ в курсе переподготовке специалистов в системе повышения квалификации,детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского са
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Степанова Елена Ивановна
    Конспект занятий в детском саду
    Социально-психологические проблемы управления современным ДОУ в курсе переподготовке специалистов в системе повышения квалификации
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    Социально-экономические перемены общественной жизни нашей страны внесли соответствующие изменения и в российскую систему дошкольного образования, ставшей многофункциональной по своему предназначению. Достижение нового современного качества дошкольного образования за счет обновление содержательной и структурной сторон воспитательно-образовательной деятельности в каждом из образовательных учреждений для детей дошкольного возраста во многом зависят от системы его управления и каждого конкретного руководителя.

    Социально-психологические проблемы руководства современным дошкольным образовательным учреждением функционально усложняют требования к руководителю и вносят корректировку в должностную инструкцию, значительно расширяя профессиональное поле его управленческой деятельности. Именно поэтому особого внимания в содержании профессиональной деятельности современного руководителя дошкольного образовательного учреждения заслуживает выполнение Социально-психологической функции управления.

    Руководитель несет ответственность за обеспечение благоприятного микроклимата в коллективе, личностной и профессиональной самореализации всех специалистов. Естественно, что от него зависит организация и создание условий для сплоченной работы коллектива учреждения, успешность развития взаимодействия с родителями воспитанников, с социумом. Иными словами, решение социально-психологических проблем управления являются для руководителя залогом стабильности и успешного функционирования дошкольного образовательного учреждения в режиме развития.

    Главным профессиональным предназначением руководителя дошкольного образовательного учреждения является умение работать с людьми. Умелое владение средствами и способами общения - необходимое профессионально-личностное качество современного управленца. От этого умения зависят не только эффективность взаимодействия с другими людьми, конструктивность принимаемых решений, но и карьера руководителя ДОУ как специалиста, его реноме и профессиональный имидж. Все это отражается на общественном мнении о коллективе и социальном статусе дошкольного учреждения в целом.

    Современному руководителю необходимы знания психология управления, которая является одним из важнейших направлений современной социальной психологии и рассматривает психологические аспекты отношений между людьми, группами и организациями. Дошкольное образовательное учреждение – один из видов социальных институтов, система управления которого – всегда процесс активного взаимодействия субъектов, реализующих разнообразные задачи. В ДОУ постоянно происходят различные формы взаимодействия человек-человек (дети, сотрудники, родители и пр.) для реализации разнообразных задач организационной структуры учреждения, которые рассматриваются руководителем как объекты с позиций социально-психологической теории управления.

    Усиленное внимание к управленческим проблемам, связанным с выполнением социально-психологической функции руководства современным дошкольным образовательным учреждением, потребовали разработки специальных учебных занятий для курсовой переподготовки данных специалистов в системе повышения квалификации. Диагностика профессиональных затруднений в формирующихся группах слушателей показала, что в этом нуждаются как начинающие руководители - проблема профессиональной адаптации и профессионального становления, так и управленцы со стажем – получив в студенческие годы базовое образование, сегодня не все из них могут быть уверены в правильности выбора стиля собственной управленческой деятельности для реализации задач модернизации образования, в том числе повышении качества дошкольного образования.

    На кафедре дошкольного, начального общего и специального (коррекционного) образования Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области для руководителей дошкольных образовательных учреждений разработаны и внедрены различные учебные занятия, служащие основой образовательных программ разной направленности повышения квалификации данной категории управленческих кадров.

    В рамках проблемы успешности профессионального становления современного управленца ДОУ в системе повышения квалификации. В экспериментальной работе научного исследования нами разработано вариативное содержание образовательной программы для управленцев дошкольных образовательных учреждений с психолого-педагогическими рекомендациями психокоррекционного воздействия на специалистов данной категории в процессе обучения в системе повышения квалификации.

    Стремление управленцев ДОУ совершенствовать свою профессиональную деятельность, тренировка определенных управленческих действий развивают автоматизированные навыки и привычки, формируется “умелое действие” – т.е. действие руководителя со знанием своего дела. И если для навыков в похожих ситуациях может срабатывать стереотип механического выполнения определенного действия, то умения проявляются в решении новых задач, когда привнесен личностный элемент творчества, проявляющийся в практическом мышлении.

    Результаты проведенного нами исследования позволяют рассматривать эффективность разработанных и апробированных нами в системе повышения квалификации методов изучения и совершенствования профессионально-управленческого становления современных руководителей дошкольных образовательных учреждений, как претендентов, так и находящихся на разных стадиях профессионального управленческого становления. Одновременно с этим, предлагаемые обучающие занятия носили тренинговый характер отработки личностных и деловых качеств руководителя дошкольного образовательного учреждения. В свою очередь, от преподавателя, требовалось владение психотехник проведения занятий в режиме интерактива. Мы использовали методические приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо", т.к. в ней задается творческий уровень усвоения проблемного материала с ориентацией на личностное развитие взрослых обучающихся.

    Приведем пример авторской разработки учебных занятий учебного раздела "Психология и современность" образовательной программы "Повышение квалификации руководителей дошкольных образовательных учреждений". Эти материалы, как и прочие, используемые автором в курсовой переподготовке руководителей дошкольных образовательных учреждений на базе ИПК г. Тула, слушатели групп повышения квалификации управленческих кадров ДОУ получают в виде методических рекомендаций для самостоятельной подготовки к учебным занятиям.

    Занятие 1.

    Тема "Социально-психологические проблемы руководства современным дошкольным образовательным учреждением" (6 час.)

    План

    1. Управление дошкольным образовательным учреждением в современных социально-экономических условиях модернизации российского образования (2 час., лекция).
    2. Социально-психологические аспекты управления дошкольным образовательным учреждением как процесс активного взаимодействия индивидуальных субъектов воспитательно-образовательного процесса (4 час., семинар-практикум).

    Литература (основная)

    1. Закон РФ “Об образовании”.
    2. Копылова Н.А., Микляева Н.В. Нормативно-правовые основы деятельности дошкольного образовательного учреждения. – М., 2004.
    3. Основы управления дошкольным образовательным учреждением / Авт. Поздняк Л.В. – М., 1994.
    4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
    5. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образование: управление по результатам – М., 2001.

    Литература (дополнительная)

    1. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. - М., 1998.
    2. Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. – СПб., М., 2003.
    3. Детский сад: Кн. для заведующих / В.М Изгаршева, Т.П. Сафонова и др.; Под ред. Л.П. Тарасова. – М., 1982.
    4. Заведующий дошкольным учреждением / А.К. Бондаренко и др. – М., 1984.
    5. Зарецкая И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя – М., 2002.
    6. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. – М., 1997.
    7. Лизинский В.М. Идеи к проектам и практика управления школой. – М., 2000.
    8. Управление школой / Под ред. В.С. Лазарева. – М., 1997.
    9. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.
    10. Шибаева С.В. 12 секретов преуспевающих женщин. – М., 2004.

    Основные понятия:

    Социальная функция взрослого человека на когнитивно-эмоциональном и поведенческом уровнях. Социальная роль руководителя дошкольного образовательного учреждения. Мотивация. Социальная психология. Педагогическая психология. Социально-психологические явления: общение, совместная деятельность, социальные отношения, межличностные отношения.

    Базовые знания:

    • знать содержание понятий "социальная роль", "межличностное" и "ролевое общение";
    • знать различные средства и способы общения для сознательной регуляции взаимоотношений всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
    • знать основные нормативно-правовые документы профессиональной деятельности руководителя, регламентирующие взаимоотношения управленца со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

    Основные умения:

    • владеть различными средствами и способами межличностного общения;
    • уметь использовать общение как средство сознательной регуляции человеческих отношений с позиции руководителя дошкольного образовательного учреждения;
    • уметь проводить ситуационный анализ социально-психологических проблем в профессионально-управленческой деятельности руководителя ДОУ.

    СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

    "Социально-психологические аспекты управления ДОУ как процесс активного взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса"

    Цель: развивать профессионально-личностное отношение руководителя дошкольного образовательного учреждения к общению как реальности человеческих взаимоотношений.

    Вопросы для обсуждения

    1. Управление дошкольным образовательным учреждением - социальная система активного взаимодействия индивидуальных субъектов.
    2. Социально-ролевая функция современного руководителя дошкольного образовательного учреждения.
    3. Формы взаимодействия руководителя дошкольного образовательного учреждения как средство сознательной регуляции человеческих отношений в социальных группах.
    4. Нормативно-правовая база профессиональной деятельности руководителя, регламентирующая взаимоотношения управленца со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

    Практические задания

    1. Продумать и подобрать 2-3 проблемно-ситуационные задачи по обсуждаемой проблеме (из опыта работы или представить статью из журнала, газеты, материал телепередачи с ситуационным анализом выделенной социально-психологической проблемы для руководителя дошкольного образовательного учреждения).
    2. Составить картотеку нормативно-правовой документации и управленческо-методической литературы по проблеме.

    Занятие 2.

    Тема "Психологическая характеристика профессиональной деятельности руководителя ДОУ в контексте модернизации российского образования"(6 час. спецкурс)

    План

    1. Закономерности профессионального развития руководителя дошкольного образовательного учреждения.
    2. Социально-психологические и педагогические требования к управленцу дошкольного образовательного учреждения.
    3. Нормативно-правовая база профессиональной деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения.

    Литература (основная)

    1. Андрющенко, Д.В., Логинова, И.А. Психологическая компетентность руководителя ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2002. - №4.
    2. Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы. – М., 2002.
    3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.
    4. Основы управления дошкольным образовательным учреждением. / Авт. Поздняк Л.В. – М., 1994.
    5. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образование: управление по результатам – М., 2001.

    Литература (дополнительная)

    1. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. М., 1998.
    2. Вульфон Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. – М., 1999.
    3. Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. – СПб., М., 2003.
    4. Детский сад: Кн. для заведующих / В.М Изгаршева, Т.П. Сафонова и др.; Под ред. Л.П. Тарасова. – М.: Просвещение, 1982.
    5. Зарецкая И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя – М., 2002.
    6. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. – М., 1997.
    7. Лизинский В.М. Идеи к проектам и практика управления школой. – М., 2000.
    8. Управление школой / Под ред В.С. Лазарева. – М., 1997.
    9. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.
    10. Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства. – СПб., 2001.

    Основные понятия:

    Профессиональная и непрофессиональная деятельность. Психологический анализ профессиональной деятельности. Личностные и деловые качества в профессиональной управленческой деятельности. Культура профессионального труда. Тарифно-квалификационная характеристика. Должностные обязанности.

    Базовые знания:

    • знать организационно-правовую базу функционирования современного образовательного учреждения для детей дошкольного возраста;
    • знать содержание современной нормативно-правовой базы дошкольного образования;
    • знать основные нормативные документы, регламентирующие профессиональную управленческую деятельность руководителя ДОУ.

    Основные умения:

    • иметь представления о психологической структуре профессиональной управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения;
    • уметь ориентироваться в психолого-педагогических требованиях и критериях оценки собственной профессиональной деятельности;
    • уметь определять задачи профессионально-личностного роста.

    Цель: развивать творческую самостоятельность направленности мышления, формулирование и решение профессиональных психолого-педагогических задач, встречающихся в управленческой практике руководителя дошкольного образовательного учреждения.

    Вопросы для обсуждения

    1. Социально-психологические и педагогические требования и критерии оценки профессиональной деятельности современного дошкольного образовательного учреждения.
    2. Нормативно-правовая база, регламентирующая управленческое взаимодействие с субъектами воспитательно-образовательного процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.
    3. Профессионально важные качества личности современного руководителя дошкольного образовательного учреждения как составляющие его профессионально-личностной культуры.

    Практические задания

    1. Проанализировать социально-психологические и педагогические требования из 2-3 источников психолого-педагогической литературы по управлению современным дошкольным образовательным учреждением.
    2. Подобрать профессионально-личностные ситуации из опыта управленческой деятельности, раскрывающие современные психолого-педагогические и социальные требования к специалисту-управленцу дошкольного образовательного учреждения.
    3. Составить нормативно-правовую картотеку, регламентирующую профессиональную управленческую деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения.

    Тематика занятия соответствует образовательной программе, реализуемой в образовательном процессе повышения квалификации конкретной группы руководителей дошкольных образовательных учреждений, проходящих курсовую переподготовку по годовому плану института повышения квалификации. Расписание учебных занятий на время обучения данных слушателей позволяет определить сроки и очередность проведения и, следовательно, сроки подготовки к следующему занятию.

    В учебно-методическом пособии "Повышение квалификации руководителей дошкольных образовательных учреждений. Методические рекомендации в помощь руководителям ДОУ, проходящим курсовую переподготовку." нами предложены все дидактические разработки учебных занятий, проводимых автором пособия. Описанные выше материалы и их использование при подготовке к предстоящему учебному занятию позволяют повысить эффективность его проведения, а применение технологии развития критического мышления способствует переводу "слушателей" в полном понимании этого термина в активных участников дискуссии по социально-психологическим и педагогическим проблемам управленческой деятельности современного руководителя дошкольного образовательного учреждения. Ведь ни для кого ни секрет, что до сих пор на занятиях в системе повышения квалификации активность преподавателя зачастую превосходит активность взрослых обучающихся.

    У многих слушателей (именно такой термин закрепился за участниками групп) курсов повышения квалификации бытует мнение о том, что для получения свидетельства или удостоверения об окончании очередной курсовой переподготовки необходимо посещение занятий, тетрадь и ручка, т.е. наличие записей для отчета по возвращению в дошкольное образовательное учреждение. На вопрос "Что ожидаете от этих курсов повышения квалификации?" часто можно услышать "что-нибудь новенькое", "готовы слушать преподавателя" и т.п., и редко задаются готовые проблемные вопросы для обсуждения на тематическом занятии. Иными словами, специалисты, проходящую курсовую переподготовку в системе повышения квалификации психологически настроены на то, что по ее окончании преподаватели должны выдать слушателям некий пакет сопроводительного материала для непосредственного профессионального использования.

    Поэтому, безусловно, направленность на совершенствование личностной социально-ролевой компетентности руководителя ДОУ во многом будет зависеть от собственной позиции специалиста-управленца как субъекта образования; его готовности осознанно и самостоятельно расширять границы своего профессионального и личностного развития в системе повышения квалификации.

    Социально-психологическая культура управленца предполагает наличие у него определенных личностных и деловых качеств, необходимых для управленческой деятельности. Их развитие через самообразование и самосовершенствование являются неотъемлемыми составляющими профессионально-личностного роста современного руководителя дошкольного образовательного учреждения в системе непрерывного образования. Готовность и активная образовательная позиция обучающихся управленцев являются ключевыми в рассмотрении социально-психологической проблемы управления современным ДОУ. Не даром, одним из критериев различия профессиональной и непрофессиональной деятельности в современном мире рассматривается длительность профессиональной подготовки и профессионализм.

    Нормативно-правовое регулирование функционирования и развития системы дошкольного образования предопределяет высокий уровень профессионализма, профессионально-управленческую квалификацию, параметры которой должны соответствовать современным социально-психологическим и педагогическим требованиям к управленцу современного дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования.



    Конспекты занятий в детском саду:
    Занятие для детей старшего дошкольного возраста "Познакомимся с нашими зубами" . Детский сад 82
    Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте детей с ОНР подготовительной группы "В гостях у медвежонка Топа" . Детский сад 82
    Конспект занятия по синтезу искусств для детей подготовительной группы "Рукотворная красота. Кружево" . Детский сад 82
    Проект: "Старинный небольшой город Среднеколымск" . Детский сад 82
    Социальное развитие детей на занятиях по развитию речи . Детский сад 82
    Конспект фронтального занятия по теме "Профилактика дисграфии у дошкольников" на примере лексической темы "Зимующие птицы" . Детский сад 82


    Распечатать Социально-психологические проблемы управления современным ДОУ в курсе переподготовке специалистов в системе повышения квалификации . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Социально-психологические проблемы управления современным ДОУ в курсе переподготовке специалистов в системе повышения квалификации . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Социально-психологические проблемы управления современным ДОУ в курсе переподготовке специалистов в системе повышения квалификации . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru