Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Статья "Учимся понимать друг друга",детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Люберцы
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Иванова Елена Ивановна
    Конспект занятий в детском саду
    Статья "Учимся понимать друг друга"
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

     «Чтобы веселиться чужим весельем и
    сочувствовать чужому горю, нужно уметь с
    помощью воображения перенестись в
    положение другого человека,
    мыслен­но стать на его место»
    Б.М.Теплов.

    На современном этапе развития общества проблема воспитания межличностных отношений составляет одну из основных задач педагогики и психологии. Люди зачастую страдают недостатком коммуникативной культуры, проявляющейся как в неадекватном восприятии эмоциональных проявлений других людей, не сочувствии и не сопереживании. Чтобы воссоздать, выразить свои чувства и понять чувства другого, необходима развитая эмоциональная, чувственная сфера личности. Современные научные данные убедительно показывают, что результатом положительно направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми, что обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности. Одним из важнейших компонентов нравственного развития детей является становление эмпатии как способности человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, пониманию их состояний. Эмпатия - это отклик одной личности на переживания другой.

    Е. Мел и бурда считает, что «эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, к чему стремится, как воспринимает и оценивает себя и окружающий мир».

    На сегодняшний день вопрос о выборе методов и средств развития эмпатии является особенно актуальным.

    Современной педагогической наукой предлагаются различные средства развития эмпатии: специально организованные музыкальные занятия, слушание сказок и художественных рассказов, знакомство с природой и т.д. Я считаю, что театрализованная деятельность как средство развития эмпатии дошкольников недооценивается. Необходимо изменить отношение к потенциалу театрализованной деятельности, вернуть детям деятельность, которая приносит радость и естественным образом за счет богатых внутренних резервов благоприятно влияет на их развитие. Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии эмпатии старших дошкольников весьма высоки, так как:

    • театрализованная деятельность- это игровая деятельность, в которой ребенок должен тонко чувствовать эмоциональные состояния персонажей;
    • клеточкой театрализованной деятельности, любого ее вида (игр-драматизаций, игр-этюдов, игр-импровизаций) в дошкольном возрасте является игровой образ эмоционального переживания, глубокого чувственного вхождения в содержание исполняемой роли;
    • репродуктивность при подготовке детьми спектакля побуждает детей к активной работе: от сочувствия к сопереживанию и к содействию, вызывает подражательность любимым героям;
    • театрализованная деятельность ребенка- это системный процесс, который начинается с ознакомления с литературной основой будущего спектакля и подготовки детского восприятия, сопровождается подробным анализом сюжета и поступков героев, продолжается в пробах себя в избранной роли, в осмыслении и разучивании роли, самостоятельном воплощении образа героя и замысла спектакля. Длительность и четкая этапность протекания театрализованной деятельности у старших дошкольников позволяет развивать у них эмпатию.

    Организуя театрализованную деятельность детей, я использую такие методы и приемы:

    • беседы с детьми по прочитанным художественным произведениям с анализом ситуаций;
    • внесение литературного материала эмпатийного содержания для самостоятельных инсценировок дошкольников;
    • подбор фотографий, иллюстраций литературных и сказочных персонажей с целью совместного оформления книги добрых поступков;
    • драматизации с объединением детей в ролевые творческие группы;
    • игры - этюды на основе сюжетов художественной литературы;
    • фантазирование;
    • проблемные ситуации, требующие от детей самостоятельного решения;
    • организация игр и упражнений, направленных на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций у других людей;
    • организация игр и упражнений, направленных на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирования доброжелательного отношения к людям;

    Перечисленные методы и приемы позволяют решать мне следующие задачи:

    • формирование представления об эмпатии как умении сочувствовать, сопереживать, содействовать;
    • создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций;
    • развитие у детей выразительности интонации, мимики, движений;
    • развитие навыков совместной деятельности, понимания индивидуальных особенностей других людей;
    • формирование доброжелательного отношения друг к другу.

    К сожалению, в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости родители пускают развитие коммуникативной культуры своих детей на самотек. Дети больше времени проводят за компьютером, возле телевизора, чем в живом окружении. Театрализованная деятельность позволяет тесно сотрудничать с родителями, привлекать их к участию в театрализованных представлениях и спектаклях. Родители нашей группы оказывают помощь в изготовлении костюмов, декораций, участвуют в детских постановках в качестве актеров-исполнителей. Я уделяю большое внимание информационному обеспечению нашей работы: помещаю в родительский уголок информацию о семейных традициях устройства домашнего театра, об организации игр эмпатийного содержания, оформляю фото-выставки «Мы - артисты», организую выставки продуктивной деятельности детей по впечатлениям от театральных постановок (рисунки, аппликации).

    В процессе подготовки драматизации или спектакля я стараюсь создать творческую атмосферу, обстановку свободы и раскованности, побуждаю детей фантазировать, видоизменять, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Ребятам очень нравится наряжаться в костюмы, изображая определенных персонажей, разыгрывать в лицах понравившуюся сказку или фильм особенно тогда, когда это игра не «на показ», а «для себя», то есть проводится в группе. Сам процесс захватывает детей сильнее, чем результат. Игровая ситуация, проживание в роли, возможность проявить себя - все это привлекает их внимание, дает чувство удовлетворенности и душевного комфорта. Чтобы развить у детей умение проявлять себя эмоционально и непосредственно, я использую игры и упражнения, подобранные Н.В.Клюевой, Ю.В.Филипповой, способствующие развитию основных умений общаться.

    Организация таких игр, как: «Пиктограммы», «Мимическая гимнастика», «Найди мяч» направлена на тренировку умения распознавать эмоциональное состояние по мимике и пантомимике. Игра «Волшебный мешок» учит детей распознавать свое эмоциональное состояние и освобождаться от негативных эмоций. Такие игры, как: «Биография по фото», «Бюро находок», «Проигрывание ситуаций» способствуют развитию сплоченности группы, организации совместных действий, развивают чувство общности и способствуют установлению в группе атмосферы доверия и безопасности, формируют внимательное и бережное отношение друг к другу.

    Дети любят не только играть «для себя», но и выступать. Для показа младшим детям, сверстникам, родителям мы уже подготовили музыкальную сказку «Гуси-лебеди», драматизацию «Муха-цокотуха» по мотивам стихотворения К.Чуковского, музыкальную игру-сказку «Лесная прогулка» Т.А.Куликовской. Чтобы подготовка к таким . продолжительным постановкам не превращалась в процесс бесконечных изматывающих репетиций, а являлась для самих детей радостным событием, работу необходимо вести поэтапно. Для этого я на протяжении всего года в свободное время рассказываю детям о театре, о театральных профессиях, беседую с детьми об эмпатийном поведении героев будущего спектакля, а именно проявлениях ими сочувствия, сопереживания, содействия в высказываниях и поступках, использую разного рода обыгрывания (чтение в лицах, разыгрывание фрагментов). После того как дети переиграли разные роли в будущей постановке, я предлагаю им утвердить состав выступающих. В этом возрасте дети уже способны адекватно оценить игру сверстников и учесть личностные качества претендентов на ту или иную роль (подходящая внешность, выразительность проявления, уверенность в себе, чувство товарищества). Если кому-то из детей не досталось роли, я предлагаю детям самим решить, как они будут принимать участие в спектакле (введение дополнительных ролей, изготовление декораций, массовка).

    Во время репетиций дети анализируют игру своих сверстников-актеров, делают замечания, показывают, как, по их мнению, надо играть. Это позволяет формировать у них представления о формах эмпатийного поведения, а также обогащает их личный эмпатийный опыт, так как игровой образ требует от детей не только внешнего перевоплощения, но и глубокого вхождения в содержание роли.

    Непосредственно перед показом спектакля дети под моим руководством коллективно рисуют афишу, придумывают оформление пригласительных билетов. Во время показа спектакля я стараюсь поддержать детей, вселить уверенность в собственные силы, помогаю в случаях непредвиденных ситуаций.

    Хорошей традицией в нашем дошкольном учреждении является совместное чаепитие после показа спектакля, где дети имеют возможность расслабиться, снять напряжение, поделиться впечатлениями друг с другом.

    Я считаю, что такая поэтапная коллективная работа сближает детей, учит согласовывать свои действия, договариваться, а значит, способствует установлению доброжелательных отношений в группе. Участвуя в организованной таким образом театрализованной деятельности, дети учатся чувствовать эмоциональные состояния персонажей, занимать позицию сочувствующего, сопереживающего и содействующего героя, а это вызывает подражательность любимым героям, их поведению в реальной жизни.



    Конспекты занятий в детском саду:
    Конспект занятия "Колобок на новый лад" . Детский сад 82
    Интегрированные занятия в ДОУ по познавательному развитию и изодеятельности . Детский сад 82
    Спортивный праздник "Лето в деревне" . Детский сад 82
    Конспект новогоднего утренника: "Новогодние приключения" . Детский сад 82
    Детская журналистика и диалогическая речь . Детский сад 82
    Конспект дифференцированного занятия "В хоккей играют настоящие мужчины" . Детский сад 82


    Распечатать Статья "Учимся понимать друг друга" . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Статья "Учимся понимать друг друга" . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Статья "Учимся понимать друг друга" . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru