Детский сад
детсад
Михайлова Лидия Владимировна
Конспект занятий в детском саду
Сценарий фольклорного праздника для детей подготовительной группы (6–7 лет). "В гости Зимушка идет, Рождество с собой несет! Мы зимой на святки запоем колядки!"
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

Сценарий фольклорного праздника для детей подготовительной группы (6 – 7 лет).

Зал празднично украшен, в центре стоит новогодняя елка рядом с ней - трон для зимы. В стороне находится ширма для кукольных спектаклей и избушка.

Действующие лица.

  • Ведущий – взрослый.
  • Зима – взрослый.
  • Дети в костюмах зимних месяцев.
  • Ряженые – взрослые.
  • Куклы: Дед, Баба Агафья.

Дети и гости входят в зал под русскую народную песню “ Ах, вы сени, мои сени” в обработке В. Герчик.

Цель. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, знакомство с рождественскими обрядовыми праздниками.

Ведущий: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы, здравствуйте гости дорогие! Рада видеть вас такими нарядными и весёлыми. Как быстро летит время! Совсем недавно мы матушку осень чествовали, а теперь наступил черёд красавицы зимы! Скажите ребята, а вы зимушку любите? <Рисунок 1.>

(Ответы детей.)

Ведущий Я так и знала! Поэтому и пригласила её на праздник, но что-то не видно её среди гостей. Но я вижу здесь зимних посланников три месяца. Ребята, вы помните, как они называются

(Ответы детей).

Ведущий. Давайте-ка у них всё разузнаем.

Под русскую народную мелодию в обработке Р. Рустамова “ Пойду ль я, выйду ль я…” входят декабрь, январь и февраль кланяются

Декабрь. Меня в старину студнем называли и говорили так: “Декабрь год кончает, а зиму начинает”. Я первый зимний месяц! Всё успею побелить, замостить, загвоздить и саням ход дать!

Январь. А меня в старину называли трескуном, просинцом, переломом зимы. Потому что январь – году начало, зиме середина. Январь – зимы государь, всему году запевала.

Февраль. Январю – морозы, февралю – метели! Вьюги да метели повсюду полетели; бегут по свету, а следа нету. Не зря меня называли метельником, бокогреем и свадебником.

Ведущий. Что-то зимушка у нас задерживается, что делать не подскажете?

Месяцы. Давайте её вместе кликать! <Рисунок 2.>

Все.

Приходи, зима!
Приходи красна,
С морозами трескучими,
С снегами сыпучими,
С ветрами завьюжными,
С метелями дружными,
С Рождеством, с колядой,
С масленицей молодой!

Под русскую народную мелодию в обработке Ю. Слонова “Сударушка” входит зима.

Зима. Здравствуйте ребята! Здравствуйте гости дорогие! Не замёрзли?

Я зима – краса,
Ледяная коса,
В белой шубе до пят
Буду тешить ребят
И вместе с вами на празднике веселиться.
Где мои снежинки, лёгкие пушинки?

Исполняется танец снежинок. И.Штраус. “Полька “ Анна” - 1-я часть”.

Ведущий. Мороз невелик, да стоять не велит. Выходите в хоровод! Будем зиму чествовать!

Исполняется хоровод под русскую народную песню в обработке М. Иорданского “Как на тоненький ледок”.

Зима. Ой, спасибо, ребята, порадовали вы меня! А приметы зимние вы знаете? Как можно догадаться о приближении морозов?

  • Зимой дым столбом – к морозу.
  • Кошка в клубок – мороз на порог.
  • Если она скребёт пол – будет ветер или метель.
  • Туманный круг около солнца тоже к метели.
  • А если лес зимой шумит или снегирь под окном чирикает – ожидай оттепели. Молодцы!

Ведущий. А я ещё одну примету знаю, чем выше вы сейчас прыгните, тем лучше будет урожай.

Зима. Давайте поиграем! Я льдинку, снежинку сейчас закручу, а вы прыгайте и не касайтесь, чтобы посевы от холода не погибли.

Игра скакалка: зима раскручивает вокруг себя привязанную к ленте снежинку , приговаривая,

Чтоб был долог колосок,
Чтобы вырос лён высок,
Прыгайте как можно выше,
Можно прыгать выше крыши!

Дети прыгают как можно выше, чтобы снежинка их не задела.

Ведущий. Зимушка-зима, что ты нам принесла?

Зима.

Глубокие снега,
Святые вечера,
Рождество, колядку,
День с курину пятку.

Ведущий. Зима за морозы, мужик – за праздники.

Давайте вспомним их.

Ответы детей.

Зима. Конечно ребята, сначала мы встретили Новый год, Рождество, затем наступили Святки. Празднуют их две недели с 7 по 19 января.

Ведущий. Это очень торжественный, светлый и радостный праздник, связанный с рождением и крещением Иисуса Христа сына божьего.

Дети выходят в центр зала и поют песню рождественскую песенку “Белый снег белешенький”. [2] <Рисунок 3.>

Зима. В святочные дни люди поздравляли друг друга, готовили угощения, ходили в гости.

Ведущий. А вот шить, вязать, прясть, плести корзины да лапти, выполнять грязную работу запрещалось. Потому что эти дни считались святыми.

Зима. В это дни принято было колядовать. Пройтись по деревне с песнями-колядками прославляя Христа и будущий урожай, желая всем добрым людям счастья и здоровья.

Ведущий. Зимушка, присядь на трон, отдохни, давай посмотрим, как наши ребятки в деревню колядовать ходили.

Выходят колядовщики с песней “Уродилась коляда…” подходят к ширме, стучат.

Колядовщики: Здравствуй тётушка Агафья! Позволь колядку спеть!

Из-за ширмы появляется кукла “ Агафья”.

Агафья. Бегу, бегу, открываю! Добрым гостям всегда рада!

Колядовщики. Поют колядку №1. [2]

Уродилась коляда
Накануне Рождества

Припев:  Ой, Коляда, колядица моя!

Открывайте окно
Запускайте Рождество!

Припев:  Ой, Коляда, колядица моя!

Открывайте двери
Поднимай с постели.

Припев: Ой, Коляда, колядица моя!

Агафья. Принимайте угощение! <Рисунок 4.>

Колядовщики. С Новым годом! С новым счастьем, с Рождеством Христовым! Дай бог тому, кто в этом дому! Вам и каша густа, вам и мёд на уста!

Теперь пойдём к Иванову двору. (Подходят к другому краю ширмы, стучат)

Колядовщики. Эй, хозяева! Подымайтесь, просыпайтесь! Пришла коляда, отворяй ворота!

Из-за ширмы появляется кукла “Дед”.

Дед. Иду, иду! Здравствуйте люди добрые!

Колядовщики. Дед Иван, послушай нашу колядку! Поют колядку №2. [2]

Коляда-маляда, прикатила молода.
Мы искали коляду во Ивановом двору.
Как на улице Мороз подмораживает нос,
Не велит долго стоять, велит скоро подавать:
Или тепленький пирог, или маслице-творог,
Или денежку копьем, или рубль серебром.

Дед. Молодцы! Вот вам угощение - сыр да печение! Пряники, конфетки, кушайте детки!

Колядовщики. Будьте здоровы, счастливы будьте, живите без бед много-много лет! А теперь пойдём в избушку на краю деревни. (Стучат в дверь избушки)

Колядовщики. Эй, хозяева, вставайте!

Голос из дома: Это кто тут орёт, спать не даёт?

Колядовщики. Это мы, колядовщики!

Голос из дома. И охота вам в такой мороз с тёплой печки вставать, петь да колядовать! Уходите, а то я вас метлой!

Колядовщики. Кто не даст лепёшки, завалим окошки! Кто не даст пирога, сведём корову за рога! Кто не даст хлеба, уведём деда! Кто не даст ветчины, тому расколем чугуны! А коня за хвост уведём на мороз! ( Колядовщики со смехом убегают).

Ведущий. Ох, и грозные обещания! Даже мороз по коже!

Зима. Люди верили, что после таких слов не будет удачи в доме! Поселится здесь старушка-завидушка!

Игра с воздушным шариком, на котором изображено хмурое лицо, повязанное платком. Дети перебрасывают шар из рук в руки. В конце игры, ведущий незаметно протыкает его иглой.

Ведущий. Ой, старушка завидушка от жадности лопнула. Вот что с жадными людьми бывает. Но среди наших гостей таких нет.

Ведущий. Чтобы урожай был хорошим, мы сегодня высоко прыгали, но есть ещё одна примета – чтобы капуста уродилась большая, да плотная в святки наматывали заветный клубочек. А ну-ка добры молодцы, да красны девицы, выходите сюда, да проявите свою ловкость.

Игра - наматывание клубочка. Играющие наматывают клубок до тех пор, пока дети говорят слова:

Капуста виласта,
Не будь голенаста,
Не будь голенаста,
Будь пузаста.

Зима. Молодцы, хороший будет урожай!

Под русскую народную песню в обработке Н. Метлова “Ой, вставала я ранешенько…” шумно входят ряженые.

Ряженые.

Как зашли, мы зашли, да в чужую хату!
Здравствуйте, ребята! Щедрый день, добрый день!
Не браните коляду, не журите коляду!
Мы не сами идём, мы козу ведём!
Вот она козуля, рождественская бодуля
Где рогом поведёт там жито взойдёт!

Проходи-ка детвора в рождественские ворота! <Рисунок 5.>

Игра “ К нам коза пришла…”. Двое взрослых образуют ворота. Через ворота дети проходят с песней. На слова: “ А самого маленького оставила”, ворота закрываются. Пойманные дети присоединяются к водящим.

К нам коза пришла, коляду привела
Сама прошла, всех детей провела,
А самого маленького оставила.

Ведущий. (Обращаясь к ряженым) Спасибо за хорошее настроение! Примите от нас угощение! Ведущий подает ряженым поднос с печеньем и конфетами.

Ряженые. Удачи вам в Новом году и веселья! (Ряженые уходят).

Ведущий. Зимушка, а ты знаешь, что раньше гадали во все дни святок, но главный вечер для предсказаний был в Крещенье.

Зима. Так давайте погадаем!

Ребенок.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали;
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили…

Ведущий. В этой маленькой корзинке что угодно для души. Кому вынется, тому сбудется, скоро сбудется, не минуется!

ЛЕНТА – К долгой, счастливой жизни

ПУГОВИЦА – Жить в большой семье

МОНЕТА – К богатству

ЩЕПКА – Крепкое здоровье

КАРТОШКА – Ждёт большое счастье

ГВОЗДЬ – На пороге гость

СКРЕПКИ – К новым друзьям

Зима. В последний день святок собирали снег для умывания и для бани. Люди верили, что он целебный, может прибавить красоты и здоровья.

Ведущий. А ночью шли за водой на реку или озеро, самые смелые окунались в прорубь, считали, что всё это обладает чудесной силой. Люди верили, что в крещенскую ночь небеса открываются и если загадать желание, то оно непременно сбудется. У нас тоже есть святая вода и сейчас Зимушка всех окропит.

Зима обходит всех детей и гостей со свечой и обрызгивает святой водой.

Ведущий. Всем людям добрым желаем добра, золота и серебра! Пышных пирогов, медовых блинов! Чтоб здоровыми все были, чтобы много лет прожили!

Зима. Хорошо я сегодня повеселилась! Спасибо за приглашение! А теперь пора делами заниматься, свои владения осмотреть.

Уходит под русскую народную мелодию в обработке Ю. Слонова “Сударушка”.

Ведущий. Наш праздник подошел к концу! Но хорошее настроение останется с нами! А сейчас загадайте желание и оно пусть оно сбудется! <Рисунок 6.>

Список литературы.

  1. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е издание. СПб. Дество-Пресс, 1998 г.
  2. Музыкальный руководитель № 6, 2005 г. Приложение 7.
  3. Русский народный календарь / О.В. Третьякова. М. Метафора.-2006 г.
  4. Михайлова М.А. А у наших у ворот развеселый хоровод. Народные праздники, игры развлечения. Ярославль: академия развития, 2001 г.

 Приложение 1.



Конспекты занятий в детском саду:
Интегрированное занятие по теме "Формирование и расширение активного и пассивного словаря через сенсорное восприятие" . Детский сад 82
Занятие по валеологии "Пять органов чувств" (старшая группа) . Детский сад 82
Игра-занятие с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Доброта – что солнце" . Детский сад 82
Интегрированное занятие во 2-й младшей группе "Пузыри" . Детский сад 82
Использование изобразительной деятельности в работе с детьми с нарушением речи . Детский сад 82
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной групппе "Путешествие по Африке" . Детский сад 82

Распечатать Сценарий фольклорного праздника для детей подготовительной группы (6–7 лет). "В гости Зимушка идет, Рождество с собой несет! Мы зимой на святки запоем колядки!" . Детский сад 82
Поделится ссылкой Сценарий фольклорного праздника для детей подготовительной группы (6–7 лет). "В гости Зимушка идет, Рождество с собой несет! Мы зимой на святки запоем колядки!" . Детский сад 82 с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад
*
Реклама: Все статьи
рекламный блок
 


В продолжении темы:
Обсуждение статьи Сценарий фольклорного праздника для детей подготовительной группы (6–7 лет). "В гости Зимушка идет, Рождество с собой несет! Мы зимой на святки запоем колядки!" . Детский сад 82
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

ДетСАД

ид "Первое сентября"

Популярное
Занятия в Детском саду

Copyright © ds82.ru