Детский сад
детсад
Кляузер Лидия Ивановна
Конспект занятий в детском саду
Адаптивная программа "Занимательная математика". Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

Содержание:

Введение

  1. Направления программы
  2. Общие задачи
  3. Задачи обучения по направлениям программы I года обучения.
  1. Задачи обучения по направлениям программы II года обучения.
    • Формирование представлений о числе и количестве.
    • Развитие представлений о величине.
    • Развитие представлений о форме.
    • Развитие пространственной ориентировки.
    • Развитие ориентировки во времени.
  1. Учебный план
    • I год обучения 36 занятий.
    • II год обучения 72 занятия.
  1. Необходимое оборудование и пособия.
  2. Ожидаемые результаты.

Список литературы.
Приложение (конспекты занятий, диагностика, взаимодействие с родителями)

Введение

Математика – это одна из представленных в программе сфер культуры, взаимодействие с которой способствует органичному вхождению ребенка в современный мир.
В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено,  прежде всего, на развитие познавательных  и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.
В старшем возрасте дети проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.
В содержании обучения преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов. Освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, таких как умение, обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.
Учебно-игровые задачи представлены как образовательные: освоение детьми умений найти пару, сгруппировать предметы, осуществить поиск недостающего, определить направление движения и так далее.

1. Направления программы

  1. Количество и счет (Формирование представлений о числе и количестве).
  2. Величина (Развитие представлений о величине).
  3. Развитие представлений о форме.
  4. Развитие пространственной ориентировки.
  5. Развитие ориентировки во времени.

2. Общие задачи

  • Формировать активное отношение к собственной познавательной деятельности в области математических представлений, умение выделять в ней цель и основы и способы достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты
  • Развивать представление о свойствах (величине, форме, количестве) предметов окружающего мира на наглядной основе; о различных способах познания этих свойств
  • Развивать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения; объяснять ход решения творческой или проблемной задачи
  • Поощрять уместное использование математических терминов и символики
  • Способствовать активному использованию математических понятий в познавательной и игровой деятельности, в повседневной жизни; совершенствовать представления о них
  • Развивать потребность в интеллектуальном общении, поддерживать разговор на интересующую ребенка тему, помогать в разрешении проблемно – поисковых ситуаций, поощрять детское экспериментирование.

3. Задачи обучения по направлению программы I года обучения

3.1. Формирование представлений о числе и количестве

– Знакомить с образованием чисел второго пятка. Учить количественному счету в пределах 10. Продолжать учить порядковому счету в пределах 10.
– Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (6 > 5, a 5 < 6) на наглядной основе.
– Получать равенство из неравенства и наоборот.
– Знакомить со знаками больше, меньше (>, <), равно (=), плюс (+).
– Учить понимать отношение рядом стоящих чисел (5 < 6 на 1, 6 > 5 на 1).
– Знакомить с составом числа из единиц в пределах 5 (на конкретном материале: 5 – это 1, 1, 1, 1 и еще 1).
– Использовать различные анализаторы при счете.
– Знакомство с цифрами от 1 до 5.
– Знакомить с составом числа из двух меньших на числах до 5 и составлять из двух меньших большее число.
– На занятиях и в самостоятельной деятельности совершенствовать представления о числах первого десятка.

3.2. Формирование представлений о величине

– Учить раскладывать предметы (до 10) разной длины, ширины, высоты в возрастающем или убывающем порядке.
– Объяснять порядок расположения предметов и соотношение между ними.
– Учить сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
– Учить определять на глаз величину предметов: длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже) образца и равные ему.
– Дать представление о частях целого: половина.

3.3. Развитие представлений о форме

– Знакомить с четырехугольниками: прямоугольник, квадрат. Учить узнавать и называть их. Учить узнавать в окружающих предметов форму знакомых геометрических фигур (круга, треугольника, четырехугольника).
– Знакомить с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.
– Знакомить со структурными элементами геометрических фигур: вершины, углы, стороны.
– Учить классифицировать геометрические фигуры.
– Учить самостоятельно обследовать и сравнивать геометрические фигуры, предметы по величине, форме с целью разносторонней характеристики; выделять и сосчитывать вершины, измерять и сравнивать стороны.
– Использовать в речи следующие слова: размер, цвет, форма, фигура, вне, внутри, некоторые, все.
– Называть все свойства, присущие и неприсущие объектам (не красная, не квадратная).

3.4. Развитие пространственной ориентировки

– Закреплять и расширять пространственные представления: слева, права, вверху, внизу, впереди, перед, за, между, рядом.
– Учить ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине).
– Знакомить с тетрадью в клетку.
– Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку (от, до, над, под).
– Учить выполнять последовательно игровые и практические действия с ориентировкой на символ (стрелки).
– Учить воспроизводить предлагаемые графические образцы.

3.5. Развитие ориентировки во времени

– Учить последовательно называть дни недели, называть какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
– Дать представление о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки.
– Познакомить с моделью суток, моделью года.

4. Задачи обучения по разделам программы II года обучения

4.1. Формирование представлений о числе и количестве

– Учить счету в пределах десяти в прямом и обратном порядке.
– Совершенствовать навыки счета в пределах десяти.
– Учить называть предыдущее и последующее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
– Учить раскладывать число  на два меньших и составлять из двух меньших большее число (используя числа от 6 до 10).
– Знакомить с составом чисел второго пятка из единиц.
– Знакомство с цифрами……, от 6 до 10.
– Познакомить с монетами достоинством 1, 2, 3, 5 и 10 копеек.
– Учить составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание.
– Учить пользоваться знаками действий с цифрами: плюс  ( + ),  минус (-), равно ( = ).
– Учить сложению и вычитанию чисел (приемы присчитывания и отсчитывания по 1, по 2) при решении арифметических задач, примеров.
– Совершенствовать представление о равенстве или неравенстве между числами, о способах их сравнения. Способствовать пониманию отношений между последовательными числами в пределах десяти (7 меньше 8 на 1, но больше 6 на 1).

4.2. Развитие представлений о величине

– Учить измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов с помощью условной мерки.
– Учить делить круг, квадрат на 2, 4 равные части, сравнивать целое и часть, понимать, что целое больше части, а часть меньше целого.
– Учить делить целое на 3, 4, 5, 6 и более частей, чем на большее количество частей делиться целое, тем меньше каждая часть и наоборот.
– Познакомить со способами сравнения объектов по величине (длина, объем) с помощью условной меры, использовать их при решении практических и проблемно – познавательных ситуаций.
– Создать условия для классификации и сериации предметов по величине. Способствовать усвоению терминов, выражающих степень и относительность признаков величины.
– Знакомить с общепринятыми единицами измерения различных величин: сантиметр, метр.

4.3. Развитие представлений о форме

– Дать представление о многоугольниках. Расширять представление о геометрических фигурах (круг, треугольник, четырехугольник – квадрат и прямоугольник), их признаках (вершины, стороны, углы), о классификации геометрических фигур. Знакомить с геометрическими фигурами: конус, пирамида, параллелепипед.
– Учить составлять фигуры из частей и разбивать фигуры на части, конструировать фигуры из палочек.
– Знакомить с геометрическими понятиями: линия, точка, прямая, луч, отрезок, ломаная линия, угол (прямой, острый, тупой).
– Знакомить с соотношением сторон, внутренней и внешней областью фигуры; с пересечением линий, фигур.
– Знакомить с горизонтальной, вертикальной (осевой симметрией).
– Учить преобразовывать одни фигуры в другие. Учить пользоваться линейкой, трафаретом.
– Способствовать обогащению словаря при определении и описании формы предметов окружающего мира.

4.4. Развитие пространственной ориентировки

– Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку по словесной инструкции.
– Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже).
– Продолжать учить воспроизводить предлагаемые графические образцы; понимать словесные инструкции взрослого и действовать в соответствии с ними.
– Учить правильно употреблять в речи и понимать предлоги, обозначающие  взаимное пространственное расположение предметов.
– Уточнять отношения: на – над – под, справа – слева, посередине – спереди – сзади, сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше.
– Совершенствовать опыт ориентировки в пространстве, определяя свое местонахождение среди объектов. Обогащать словесное определение пространственного расположения объектов.
– Создать условия для проявления самостоятельности при ориентировке в пространстве, побуждать использовать схемы.

4.5. Развитие ориентировки во времени

– Расширять представления о последовательности дней недели.
– Учить называть месяцы года, формировать представление об определении времени по часам. Показывать на примере жизненных ситуаций продолжительность временных отрезков.
– Учить понимать отношение во времени: минута – час, неделя – месяц, месяц – год. Уточнять отношения: вчера, сегодня, завтра.

5. Учебный план

5.1. Базисный учебный план

I год обучения 36 занятия

№ п/п

Конспекты занятий в детском саду:
Работа по физической культуре с детьми средней группы . Детский сад 82
Путешествие в сказочную страну . Детский сад 82
Проект образовательной модульной программы для детей старшего дошкольного возраста и их родителей "Творим вместе" . Детский сад 82
Приобщение детей к миру искусства . Детский сад 82
Особенности проведения спортивного праздника на воде на основе литературного произведения А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" . Детский сад 82
Поддержка положительного эмоционального состояния детей 4–6-летнего возраста как условие нормального хода развития опорно-двигательного аппарата . Детский сад 82


Распечатать Адаптивная программа "Занимательная математика". Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет . Детский сад 82
Поделится ссылкой Адаптивная программа "Занимательная математика". Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет . Детский сад 82 с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад
*
Реклама: Все статьи
рекламный блок
 


В продолжении темы:
Обсуждение статьи Адаптивная программа "Занимательная математика". Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет . Детский сад 82
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

ДетСАД

ид "Первое сентября"

Популярное
Занятия в Детском саду

Copyright © ds82.ru