Детский сад
детсад
Романченко Елена Хамитовна
Конспект занятий в детском саду
Активизация речевой деятельности детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

Проблема исследования речевого развития и развития познавательных способностей детей с нарушением зрения чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их психолого-педагогической реабилитации.

Детям с нарушением зрения очень трудно жить и развиваться в постоянно меняющемся мире. Учитывая актуальные потребности таких особых детей в ранней социализации и адаптации, мы в своей работе сделали упор на развитие речевой деятельности через познавательное развитие детей с нарушением зрения, так как именно в речи отражается накопление и обогащение знаний об окружающей действительности.

Систему нашей работы по данной проблеме мы выстраивали на следующих принципах:

  • индивидуальный личностный подход к детям; учет зрительных диагнозов детей; предотвращение наступления зрительной утомляемости;
  • обогащение окружающей их предметно-развивающей среды;
  • активизация речевой и познавательной деятельности в течение всего дня (в специальных речевых и дидактических играх, беседах; опытах, экспериментах, экскурсиях);
  • проведение специальных коррекционно-интегрированных речевых познавательных занятий, в ходе которых происходит обогащение словаря детей, активизация их речи, накопление и усвоение знаний об окружающем мире;
  • организация специальных сюжетно-ролевых игр, в процессе которых происходит обучение детей элементарным навыкам обращения с бытовыми приборами, где дети (при участии взрослых) применяют полученные знания на практике (кипятят чай; накрывают на стол; после игр - пылесосят ковер);
  • внимание к коррекции и развитию всех сохранных анализаторов в повседневной речевой и предметно-практической деятельности детей;
  • проявление толерантности (терпения и педагогического такта), а также систему совместной работы с родителями посредством консультаций, индивидуальных бесед; проведения открытых занятий, создания группового фотоальбома, передвижной библиотеки семейного чтения.

Учитывая то, что особенные дети воспринимают мир то же по-особенному, в своей работе мы старались активизировать речевую и познавательную деятельность детей разными способами, в том числе через особую позитивно - игровую организацию педагогического общения. Так мы вышли на применение в своей работе образа игрового персонажа мультфильма – Капли-Капитошки, наделив его положительными эмоционально- личностными качествами (добротой, любознательностью, дружелюбием ) – понятного и близкого детям образа воды из мира природы. Вода – это колыбель всего живого. Она окружает человека от самого рождения и на протяжении всей его жизни. Она дает жизнь растениям и животным. С водой можно поиграть – летом поплескаться в речке, зимой – покататься на замерзшей ледяной горке. Капля-Капитошка, добрый сказочный персонаж, живет в группе, создавая положительный эмоциональный фон.

Применение игрового персонажа Капли-Капитошки способствует более эффективному усвоению программы [1] по следующим разделам: «Развитие речи», «Ознакомление с окружающим», «Социально-бытовая ориентировка», «Коррекционно-развивающая работа». Игровой персонаж участвует в коррекционно-интегрированных речевых познавательных занятиях, способствуя обогащению знаний детей об окружающем мире; в дидактических упражнениях и играх, рассказывая детям о явлениях природы; обучает их правилам безопасного поведения; знакомит их с явлениями общественной жизни, с предметным окружением; играет с детьми в коррекционно-развивающие игры, способствующие развитию их зрительного восприятия и ориентировке в пространстве; развитию осязания и мелкой моторики кисти руки. Капля-Капитошка дает в стихотворной и сказочной форме дружеские советы, то есть помогает детям в эмоционально-позитивной игровой ненавязчивой форме гармонично развиваться и адаптироваться к окружающей действительности.

Таким образом, система нашей работы с детьми с нарушением зрения была направлена на:

  • накопление, переработку и усвоение детьми информации об окружающем мире, что выразилось в развитии речи детей, обогащении их понятийно-словарного запаса (умении отражать в монологической и диалогической речи полученные знания: составлять словесно- описательные рассказы, придумывать сказки, загадки; сочинять стихи), а также в развитии познавательных способностей детей и расширении их кругозора.
  • развитие и совершенствование предметно-практической деятельности детей, что способствовало их ранней адаптации и социализации в обществе, придало детям с нарушением зрения уверенность в себе.

Как один из результатов нашей совместной с детьми деятельности – сотворчество в сочинении стихов (приводятся выборочно), а также – интегрированное занятие «Домашние помощники».

«Здравствуй, Капля-Капитошка!»  

Если грустно вам немножко –
Нарисуйте Капитошку!
Сказка в гости к вам придёт-
Капитошка оживёт!

Лист бумаги, карандаш
И фантазии немножко
Сделаем добрее мир –
Здравствуй, Капля-Капитошка!

«Почему нужно носить очки?»

В нашем садике, как в сказке
Все ребята лечат глазки.
На носу очки сидят вовсе не простые,
А волшебные очки – очень озорные!

Через них, смотря вокруг,
Узнаёшь, что это – жук!
А вот сороконожка,
Гуляет по дорожке!

Там бабочка порхает,
Цветочек расцветает,
Плывут по небу облака,
Листва колышется слегка.

И никого не слушайте –
Носить очки не стыдно!
А мальчикам и девочкам –
В них просто – лучше видно! 

«Домашние помощники»
(Интегрированное занятие для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста по развитию речи в процессе ознакомления с окружающим).

Программное содержание:

  1. Уточнить и обогатить знания детей о бытовых приборах (их названии и назначении): холодильнике, пылесосе, электрочайнике, стиральной машине, утюге.
  2. Закрепить правила безопасного поведения при использовании бытовых приборов.
  3. Активизировать словарный запас детей при составлении описательных рассказов о бытовых приборах; развивать образное и логическое мышление при отгадывании загадок.
  4. Развивать навыки самоконтроля и самооценки при обследовании и описании предметов, при выполнении заданий на листах бумаги.

Коррекционная работа: развивать тактильное восприятие, развивать фонематический слух, учить угадывать предметы на ощупь, развивать мелкую моторику кисти рук.

Материал: бытовые приборы (пылесос, утюг, чайник – настоящие; холодильник, стиральная машина – игрушки); кукла-перчатка кот-Васька; авторская мягкая игрушка Капля-Капитошка; картинки с изображением бытовых приборов; таблица с нарисованными гласными буквами; листы альбома (с контурным точечным изображением бытовых приборов); фломастеры.

Перед началом занятия – пальчиковая гимнастика.

Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат. 

Конспекты занятий в детском саду:
Конспект занятия "Морские приключения", тезис "Предупредить всегда легче, чем лечить" . Детский сад 82
Занятие в младшей группе "Хочу поделиться радостью" . Детский сад 82
Творческий проект "Путешествие в страну кукольного театра" посредством сотрудничества с родителями . Детский сад 82
Сценарий музыкально-познавательного праздника "Наш дом — Роcсия" . Детский сад 82
Использование техники оригами в работе с дошкольниками-логопатами . Детский сад 82
Занятие для детей 5–6-ти лет по теме "Мы играем в театр" . Детский сад 82

Распечатать Активизация речевой деятельности детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим . Детский сад 82
Поделится ссылкой Активизация речевой деятельности детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим . Детский сад 82 с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад
*
Реклама: Все статьи
рекламный блок
 


В продолжении темы:
Обсуждение статьи Активизация речевой деятельности детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим . Детский сад 82
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

ДетСАД

ид "Первое сентября"

Популярное
Занятия в Детском саду

Copyright © ds82.ru