Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/modules/show.full.php on line 329 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/ds82.ru/data/www/ds82.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Активные методы взаимодействия с родителями в школе "Психология – родителям",детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Люберцы
Главная
  • Занятия с Дошкольниками
  • Развитие и воспитание
    Здоровье детей
    Детское питание

    Популярное
  • Занятия в Детском саду

  • Детский сад
  • Детский сад
    детсад
    Бутакова Елена Григорьевна
    Конспект занятий в детском саду
    Активные методы взаимодействия с родителями в школе "Психология – родителям"
    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

    Два человеческих изобретения
    можно считать самыми трудными,
    а именно: искусство управлять и
    искусство воспитывать…”

    И. Кант

    В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы. Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям. В настоящее время все чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой, гармоничным характером встречаются дети эмоционально неустойчивые. У детей нередко наблюдаются самые разные варианты личностной акцентуации: импульсивность, агрессивность, лживость, а так же повышенная ранимость, избыточная эмоциональная чувствительность, застенчивость, замкнутость и т.д. (А.Ю.Монахова).

    Многие родители хотят научиться лучше воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут их использовать на доступном им уровне. Совсем не обязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами, показать, каким образом можно повысить самооценку ребенку, дать ему возможности для личностного роста, научить лучше чувствовать и понимать своего ребенка, открыто и честно строить взаимодействие необходимо.

    Можно привести немало примеров, когда вмешательство психолога, проведенная беседа, консультация с родителем приносили безусловную пользу. Эффективная работа психолога с родителями становилась предпосылкой к формированию нового отношения родителей, способного улучшить какое – то качество личности, облегчить адаптацию ребенка к новым условиям или смягчить семейные сложности.

    Чтобы укрепить сотрудничество нашего детского сада и семьи, стремимся разнообразить формы и методы взаимодействия с семьей. Все мы только выигрываем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, учатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.

    Поскольку родители являются первыми педагогами, а дошкольные учреждения оказывают им помощь в воспитании и развитии ребенка (Закон “Об образовании” ст.18), родители играют главную роль в сообществе педагог – родитель - ребенок. Установить “обратную связь” с ними, учесть их пожелания и интересы нам помогли анкеты с различными типами вопросов:

    1. В 2005 году был проведен опрос 75 родителей детей, посещающих наш детский сад. Большую активность проявили мамы детей (92% от числа опрошенных).
    2. Анализ полученных сведений показал:

    • большинство родителей были настроены позитивно, демонстрировали готовность сотрудничать, но с оговоркой (дефицит времени);
    • отсутствовало четкое представление о системе совместной работы родителей и психолога.

    Пожелания родителей относительно результатов совместной деятельности выглядели следующим образом:

    График 1

    Получить максимально полную информацию о своем ребенке хотели бы 68% опрошенных,

    • Получить информацию о психологии дошкольника – 63%(что, к сожалению, говорит о низком уровне психологической грамотности)
    • Получить возможность общения с психологом – 55%
    • Получить психологическую консультацию по решению проблем- 36%
    • Научиться определять способности детей – 8%
    • Получить возможность общения с родителями других детей – 4%.

    Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от психологической службы ДОУ, очертить круг вопросов, увидеть трудности и проблемы родителей в воспитании и развитии детей. И, кроме того, стало понятно, что занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ нашим родителям не позволяет низкий уровень психологической компетентности. Формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация и др.) оказались недостаточно эффективными. Как поменять ситуацию в лучшую для наших воспитанников сторону? Решили, что, скорее всего, этому будут способствовать тесные контакты педагога-психолога и родителей воспитанников.

    Задачи работы сформировали исходя из Положения о психологической службе в системе народного образования. Их решение должно было:

    • повысить уровень психологической грамотности родителей,
    • помочь созданию образовательного пространства, которое объединит усилия психолога и родителей для сопровождения личностного и возрастного развития ребенка.

    Приоритетом организации работы с родителями стало сотрудничество, а средством - общение, несмотря на то, что это самый привычный способ устанавливать отношения с людьми. Но методы общения и взаимодействия были выбраны активные:

    • лекция – диалог, беседа, где условием творческой активности слушателей является индивидуальный подход;
    • дискуссия – “круглый стол”, совместное обсуждение какой – либо проблемы;
    • исследование – получение знаний на исследовательской основе с применением различных схем организации (встреча с проблемой, эвристические вопросы, интересные задания);
    • психологические тренинги, игры (ситуативно-ролевые, разогревающие и т.д.);
    • диагностика, рефлексия (тесты, опросники, задания).

    Все эти методы использовались и используются в настоящее время в работе двухгодичной школы “Психология - родителям”.

    Деятельность школы осуществляется с 2005 года на основании приказа, положения и планов, утвержденных заведующим. Кроме того, были разработаны показатели деятельности школы:

    1.количественные:

    • увеличение числа участников школы,
    • число обращений родителей к психологу за рекомендациями.

    2.качественные:

    • появление у родителей психологических знаний,
    • активное участие родителей в беседах, дискуссиях,
    • обмен опытом воспитания с другими родителями,
    • осознание собственных ошибок,
    • анализ поступков детей и своих действий, поиск причин того или иного явления.

    Ежегодно в планы включется 4 занятия длительностью до 50 минут, которые проводятся 1 раз в 2 месяца. Примерная структура их такова:

    • Постановка проблемы (изложение сути, краткое изложение теоретического материала)
    • Демонстрация наглядных средств для предъявления проблемы (результаты диагностики, продукты детской деятельности, статистические или диагностические данные и т.п.)
    • Осуществление исследовательской деятельности родителей (индивидуальной, подгрупповой), поиск вариантов решения, формулировка предложений или ответов
    • Подведение итогов.
    • Оценка процесса и содержания, рефлексия.
    • Практическая реализация, применение.

    Использование активных методов взаимодействия с родителями:

    • ставит родителей в активную позицию, позволяет сделать родителей активными участниками педагогического процесса;
    • повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом;
    • с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи (имеют диагностическую функцию), но поскольку их диагностическая функция для родителей неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности;
    • углубляется воздействие психолога на родителей: они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психологических знаний и навыков.

    Анализ работы по организации школы “Психология – родителям” показывает:

    • число участников школы “Психология – родителям” увеличилось с 8 до 62;
    • число обращений за индивидуальными консультациями в течение учебного года:

    по проблемам общения (замкнутость, обидчивость, неумение “постоять за себя”);
    проблемам, связанным с умственным развитием;
    эмоциональному неблагополучию (дети проявляют неуверенность в себе, испытывают страхи и т.п.),
    проблемам детско-родительских взаимоотношений (дети не слушаются родителей) возросло с 54 до 102.

    Возрос уровень психологической компетентности родителей. По результатам анкетирования 62 участников школы “Психология – родителям”

    • высокий уровень психологических знаний имеют 5 % родителей;
    • средний уровень психологических знаний имеют 72%.

    Этому способствовали наиболее эффективные методы работы с родителями: тесты, беседы, тренинговые задания, психологические игры: деловые, разогревающие.

    Но, к сожалению, низкий уровень психологических знаний имеют - 23% участников школы, что дает информацию к размышлению, чтобы подобрать индивидуальные активные методы взаимодействия для этих родителей.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Алоева М.А., Бейсова В.Е. Родительское собрание в 3–4 классах. Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2004.
    2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. – М.6 АСТ – ПРЕСС, 1999.
    3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
    4. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
    5. Клюева Н.В, Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001.
    6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.
    7. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг: 2002.
    8. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004.

    Приложение 1

    Приложение 2



    Конспекты занятий в детском саду:
    Работа с неорганизованными детьми и родителями в условиях ДОУ . Детский сад 82
    Как помочь ребёнку самому управлять своим вниманием, поведением и эмоциями . Детский сад 82
    Театр в жизни ребенка-дошкольника . Детский сад 82
    Конспект занятия по теме "Развитие эмоций через общение детей старшего дошкольного возраста" . Детский сад 82
    Военно-патриотический праздник, посвященный Дню защитника Отечества (для подготовительных логопедических групп) . Детский сад 82
    Коррекционная работа с использованием средств музыкального воспитания в логопедических группах . Детский сад 82


    Распечатать Активные методы взаимодействия с родителями в школе "Психология – родителям" . Детский сад 82
    Поделится ссылкой Активные методы взаимодействия с родителями в школе "Психология – родителям" . Детский сад 82 с друзьями в:

    Советуем посмотреть:
    Детский Сад
    *
    Похожие новости: Все статьи
    загрузка...
    загрузка...
     


    В продолжении темы:
    Обсуждение статьи Активные методы взаимодействия с родителями в школе "Психология – родителям" . Детский сад 82
     Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Панель управления

    ДетСАД

    ид "Первое сентября"

    Популярное
    загрузка...
    Занятия в Детском саду

    Copyright © ds82.ru